Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 14:23, реферат
Цель данной работы: понятие механизма государства, форма правления и территориальное устройство.
Задачи данной работы: основные проблемы регулирования отношений в Российской Федерации и порядок работы механизма государства.
Объект исследования: механизм государства.
Механизм государства
Цель данной работы: понятие механизма государства, форма правления и территориальное устройство.
Задачи данной работы: основные проблемы регулирования отношений в Российской Федерации и порядок работы механизма государства.
Объект исследования: механизм государства.
Глава 1 Механизм государства
1.1. Механизм государства и его элементы
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат.1 Государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие.2 В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
1.2. Форма государственного устройства
Hа сегодняшний день, выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. Пpи унитаризме все решения, как внyтpегосyдаpственной, так и во внешней сфере являются пpеpогатива одной единой, центральной власти.
Федеpализм пpедпологает тy, или инyю, степень самостоятельности национальных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства.
1.3. Принципы федеративного устройства РФ
Россия является федеративным государством. Сущность российского
федерализма составляют государственная
целостность, единство системы государственной
власти, разграничение предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами власти
субъектов Российской Федерации, равноправие
и самоопределение народов. Российская
Федерация включает три типа субъектов: национально-государственные
(республики), административно-
- официальное представительство
в федеральных органах
- самостоятельное установление
системы органов
собственное законодательство, бюджет;
частичная международная правосубъектность;
собственная символика; право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
Принципы федеративного устройства РФ:
1. Россия построена на принципе
национально-территориальном. Часть
субъектов федерации
2. Принцип единства, целостности, неделимости России. Выход из состава РФ юридически не предусмотрен.
3. Принцип разграничения
4. Единство органов
5. Принцип равноправия и
1. Территория: едина и неделима.
2. Наличие системы органов
3. Наличие двухпалатного
4. Наличие правовой системы (как общей, так и частной для всех субъектов).
5. Собственность. Устанавливается федеральная собственность и собственность субъектов федерации.
6. Гражданство. Устанавливается общее федеральное гражданство для всех, а в то же время 21 республика имеет право на установление своего гражданства.
7. Наличие единых вооруженных сил.
8. Наличие единого государственного языка.
9. Наличие государственных
10. Республики имеют ограниченную
международную
Особенности Российского федерализма:
1. Россия была провозглашена федерацией в конституции
2. Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной
3. Россия создавалась как
4. Субъекты федерации
5. Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава
6. Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.
2.1. Системы государственной власти и местного самоуправления
Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством государственных органов. Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке. Государственные органы объединены одной системой, но при этом разнообразны, осуществляют различные функции, отличаются друг от друга по ряду признаков. Поэтому они могут быть разделены на виды, причем по нескольким критериям.
Местное самоуправление — это самостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) Правовой основой деятельности органов местного самоуправления является Конституция РФ (глава 8), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др.
Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Президент фактически признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.). Соединяет функции главы государства и главы исполнительной власти. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе государства или парламенту;
- между законодательным и
- судебные органы независимы в пределах и своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех властей
не должна вмешиваться в
- споры о компетенции должны
решаться только
- конституционная система
2.2. Конституционный статус Президента Российской Федерации
Президент — глава государства — занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:
1) Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ.
2) Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ.
3) Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Полномочия Президента РФ представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций. Основные функции.
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента РФ могут быть разделены на несколько групп:
- Полномочия в сфере правового статуса личности.
- Полномочия, связанные с федеративным устройством государства.
- Полномочия в отношениях с парламентом.
- Полномочия в отношениях с органами исполнительной пасти.
- Полномочия в отношениях с органами судебной власти.
- Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций.
- Полномочия в военной сфере.
- Полномочия в области внешней политики.
2.3. Совет Российской Федерации (глава совета Матвиенко)
Государственный совет РФ является совещательным органом, содействующим реализаций полномочий главы государства по вопросам обеспечения взаимодействия органов государственной власти. Основными задачами Государственного совета являются: содействие реализаций полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения взаимодействия органов государственной власти, обсуждение проблем касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, внесение необходимых предложений президенту РФ и др. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов ГС. Председатель и члены участвуют в его работе на общественных началах. Председателем является президент РФ. Членами ГС являются высшие должностные лица субъектов РФ. Решения принимаются путем обсуждения или достижения консенсуса. Решения оформляются протоколом, при необходимости, проект соответствующего закона вносится в Государственную Думу, в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Совет Федерации является палатой Федерального Собрания, обеспечивающей представительство субъектов РФ в законодательном органе государства. Согласно Конституции РФ в совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов власти. Член СФ от законодательного органа власти субъекта РФ избирается его депутатами. От исполнительного органа власти, назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Совет Федерации действует на постоянной основе, его деятельность основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто. В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. К ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности и др.