Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 05:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является:
рассмотрение признаков и принципов организации, и деятельности государственного механизма. Рассмотрение структуры механизма государства. Рассмотрение понятия, признаков и видов государственных органов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Глава 1. Понятие механизма государства и его признаки…………………...4
2. 1.2 Признаки механизма государства………………………………………...5
3. Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма………………………………………………………………………….7
4. Глава 3. Структура механизма государства…………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Библиография……………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат механизм государства.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Глава 1. Понятие механизма государства и его признаки…………………...4

2. 1.2 Признаки механизма государства………………………………………...5

3. Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма………………………………………………………………………….7

4. Глава 3. Структура механизма государства…………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….13

Библиография……………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На определенном этапе  развития общества возникает потребность  в его специфической, отдельной  организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые  отличаются местом и ролью в системе  общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой. В каждой из таких общественных групп кроме общих, появляются и  специфические интересы. Возникает  потребность в согласовании, координации  таких интересов, в регулировании  отношений между различными частями  общества. Именно эта потребность  и стала причиной возникновения  организации, основным предназначением  которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и является государство. «Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории»[1] .

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, учреждений, должностных  лиц осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие  органы, учреждения, должностные лица действуют в большинстве своем  постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над ним. Граждане могут  принимать то или иное участие  в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы, учреждения и должностные лица несут персональную ответственность за эффективность  своей работы. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые  идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался  новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое  значение такие органы государственной  власти, как Президент РФ, Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций 

_______________________________________________________________

[1]   Лазарев  В.В., Липень С.В. Теория государства  и права: Учебник для вузов  – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000. –  С. 43

 

построения нового государства  стала теория разделения государственной

власти, которая была развита  и закреплена в Конституции Российской

Федерации 1993 года.

Актуальность темы данного реферата заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

А так же и потому, что  современный государственный механизм в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это  время очень важно осознание  обществом места и роли всех органов  и учреждений государственного механизма  в управлении государством, конкретизации  и разделении их полномочий.

Целью данной работы является:

Рассмотрение признаков  и принципов организации, и деятельности государственного механизма. Рассмотрение структуры механизма государства. Рассмотрение понятия, признаков и видов государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  механизма государства и его  признаки

Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства

Понятие «механизм государства» тесно связано с другим понятием «государственный аппарат». В связи  с этим следует соотнести данные понятия. По этому вопросу существует несколько точек зрения: сторонники первой определяют аппарат государства  как составную часть механизма  государства, включающую в себя органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные и другие), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и другие) и «вещественные придатки» (вооруженные  силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие). Сторонники другой точки зрения понимают механизм государства  как все государственные органы, находящиеся в динамике, а аппарат  государства, как те же органы, но в  статике. Отдельные авторы считают  эти понятия примерно равнозначными. Другие включают в понятие «аппарат государства» только те структурные  подразделения, которые обеспечивают деятельность государственных органов.

В своей работе я придерживаюсь  первой точки зрения в вопросе  соотношения понятий «механизм» и «аппарат» государства, так  как механизм государства – это совокупность структур государства, реализующих его функции. Через механизм государства осуществляется систематическое непрерывное управление обществом и властное воздействие на него, выполняются задачи, достигаются цели государства. Это целостная система органов и учреждений, она не сводится только к совокупности органов (аппарату государства). Механизм государства состоит из государственных органов (аппарата государства) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений, которые не обладают признаками органов государства и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по реализации функций государства. Государственные учреждения представляют собой разновидность государственных организаций, создающихся и подчиняющихся государственным органам. Эти учреждения осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов государства. В зависимости от сфер государственной деятельности принято выделять два вида государственных учреждений: осуществляющих охранительную деятельность государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и другие) и реализующих задачи государства в экономической и социально-культурной областях (государственные предприятия и учреждения).

Таким образом, понятие «механизм  государства» включает в свой состав понятие «аппарат государства».

 

1.2 Признаки механизма  государства

Определение и уяснение понятия  «механизм государства» связано  с раскрытием его признаков, характерных  черт, позволяющих отличить его как  от негосударственных структур в  политической системе общества, так  и от отдельно взятых государственных  органов и учреждений. Такими признаками являются:

1) Все государственные  органы, учреждения и должностные  лица, которые образуют механизм  государства, создаются и действуют  на основе норм Конституции,  Федеральных конституционных и  федеральных законов, и других  нормативно-правовых актов.

2) Это единая постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах координации и субординации (соподчиненности) своей деятельности.

Конституция РФ содержит три пункта, конкретизирующих и закрепляющих разделение власти в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть  в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими  органы государственной власти.

3. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется  настоящей Конституцией, федеративным  и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий»[2] .

Согласно статье 12 Конституции  РФ 1993 года органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Первичными структурными элементами механизма государства  являются государственные органы и  учреждения, в которых на постоянной профессиональной основе работают государственные  служащие (чиновники различных уровней  и рангов), а в выборных органах  и учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и другие.

Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав государственного механизма входят вещественные придатки (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие), на которые опираются в своей  деятельности отдельные государственные  органы и без которых не может  обходиться ни одно государство. Их особенность  состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в  качестве его самостоятельных элементов, каковыми являются государственные  органы, а именно как вещественные придатки последних.

Объединив, все признаки государственного механизма мы получим  его 

_______________________________________________________________

[2]   Ст. 11 Конституции РФ 1993г.

 

определение. «Механизмом  государства является специально созданная  постоянно действующая иерархическая  система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, реализующих функции государства» [3] .

 

Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма

Выше уже был упомянут принцип разделения власти, основополагающий для современной организации  государственного механизма. Однако, это  только один из принципов. В этом разделе  будет рассмотрен еще ряд принципов (руководящих идей, начал), лежащих  в основе организации и деятельности механизма государства.

В различных исторических условиях в основе организации государственного механизма лежат различные руководящие  начала. В настоящее время деятельность государственных органов современных  государств строится на принципах: гуманизма, демократизма, гласности, законности, централизма, разделения власти, национального  равноправия. Теперь следует раскрыть каждый из этих принципов.

1) Гуманизм. Этот принцип  означает признание ценности  человека как личности, и приоритет  его интересов в государственной  деятельности. Сейчас это один  из главных принципов организации  и деятельности государственного  механизма, закрепленный в конституциях  многих современных государств. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются  высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина  – обязанность государства»[4].

2) Демократизм. Содержание  этого принципа определяет народ  как

_______________________________________________________________

[3]   Теория  государства и права: Учебник  для вузов/Отв.ред. В.Д. Перевалов.  – 3-е изд. – М.: Норма, 2006. С.84

[4]   Ст. 2 Конституции  РФ 1993г.

 

источник государственной  власти, признается его право на участие в 

принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов  государства, а вторая заключается  в прямом осуществлении власти народом  в общегосударственном и местных  масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие  в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные  органы).

3) Гласность. Достаточная  информированность общества о  деятельности государственных органов  просто необходима для достижения  реального народовластия. В содержание  данного принципа входит право  каждого на получение информации, затрагивающей его права и  законные интересы, а в более  широком плане - формирование  общественного мнения о деятельности  государственного аппарата.

Так, в российской Конституции  закреплено: «Каждый имеет право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным законом»[5] . Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случаях, предусмотренных законодательством страны, при возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

4) Законность. Вся деятельность  государственных органов регулируется  правовыми нормами, содержащимися  в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация  и составляет содержание этого  принципа. «Органы государственной  власти, местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать

_________________________________________________________________

[5]   ч. 4 ст. 29 Конституции РФ 1993г.

 

Конституцию Российской Федерации и законы»[6] .

5) Централизм. Государственный  механизм имеет иерархическую  структуру, где нижестоящие органы  выполняют решения вышестоящих  органов и регулярно отчитываются  перед ними. Государственные органы  могут иметь подчинения или  только по вертикали, или «двойное  подчинение» - по вертикали и  горизонтали. В последнем случае  орган, например, отраслевого территориального  управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному  органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному  органу.

6) Разделение власти. Это  фундаментальный принцип организации  и деятельности государственного  механизма в современных конституционных  государствах. Содержание этой теории (принципа) заключается в том,  что вся полнота власти не  может находиться в руках одного  человека или органа, так как,  в таком случае, неизбежны злоупотребления  властью, нарушения прав человека  и другие негативные явления.  Поэтому необходимо разделение  государственной власти на несколько  составляющих, распределение ее  по различным государственным  органам, с тем чтобы ни один  из них не обладал всей полнотой  власти. Наличие «системы сдержек  и противовесов» - это такое  разделение компетенции между  органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный  контроль, а так же сотрудничество  между властями в целях достижения  эффективности в управлении обществом.  Эти два положения – суть  теории разделения власти. В соответствии  с классическим вариантом теории  разделения власти выделяют три  ее ветви: законодательную, исполнительную  и судебную. «Государственная власть  в Российской Федерации осуществляется  на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы  законодательной, исполнительной  и судебной власти самостоятельны»[7].

Информация о работе Механизм государства