Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа
Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Проводится сравнительный анализ института отрешения от должности Президента в рамках Основного Закона РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.
Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который в трехмесячный срок рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Отказ Государственной Думы дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, а равно решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу, и влечет за собой прекращение такого дела.
Федеральный закон от
12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ
"О гарантиях Президенту Российской
Федерации, прекратившему исполнение своих
полномочий, и членам его семьи"
C изменениями и дополнениями от:
24 июля 2007 г., 28 декабря 2010 г.
Принят Государственной Думой 25 января 2001 года
Одобрен Советом Федерации 31 января 2001 года
Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (далее - Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий), и членам его семьи.
Статья 2. Правовые, социальные и иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи
1. Президенту Российской
2. За Президентом
Российской Федерации,
3. Жизнь
и здоровье Президента
гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;
причинения увечья или иного повреждения здоровья.
4. При применении
настоящей статьи круг членов
семьи определяется в
Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент
Российской Федерации,
Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
2. Президент
Российской Федерации,
Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятое
Государственной Думой
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.
Статья 4. Материальное обеспечение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент
Российской Федерации,
2. Выплата
денежного содержания, предусмотренного
настоящей статьей,
Статья 5. Право Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, на бытовое обеспечение и транспортное обслуживание
1. Президенту
Российской Федерации,
2. Президент
Российской Федерации,
Статья 6. Использование средств связи Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий
1. Президент
Российской Федерации,
2. Все виды
почтовых и телеграфных
Статья 7. Аппарат помощников Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент Российской
2. Для размещения аппарата
Статья 8. Социальные гарантии членам семьи умершего Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и их материальное обеспечение
1. После смерти Президента
2. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.
Статья 9. Возмещение расходов, связанных с обеспечением социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий
Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Статья 10. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2.2 Статья 91 Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации обладает
неприкосновенностью.
Комментируемая
статья — одна из самых
Предоставление Президенту Российской
Федерации конституционной гарантии неприкосновенности
обусловлено, прежде всего, чрезвычайной
важностью и ответственностью его полномочий
как главы государства и гаранта Конституции,
а также тем, что он избран всенародным
голосованием.
Полнота понятия «неприкосновенность»
имеет для Президента особое значение,
поскольку ему приходится принимать крупные
политические решения, которые могут вызвать
не только поддержку, но и недовольство
отдельных граждан и организаций. Президент,
пользующийся гарантией неприкосновенности,
свободен принимать решения, исходя только
из своего представления об интересах
государства.
Гарантия неприкосновенности, установленная
ст.91 Конституции, означает, что Президент
не может быть привлечен к любой установленной
федеральным законом ответственности,
в том числе уголовной, административной
и гражданской, подвергнут насильственному
осмотру, обыску, аресту, задержанию или
иному ограничению его личной свободы.
Гарантия неприкосновенности действует
только в период нахождения в должности.
Неприкосновенность никоим образом не
связывается с безответственностью и
вседозволенностью. Конституция возлагает
на Президента Российской Федерации обязанности,
предполагающие его высокую ответственность
за свои действия. Это обстоятельство
подчеркивается в Конституции тем, что
она предусматривает возможность отрешения
Президента от должности на основании
сложной процедуры, следующей за обвинением
его в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления .
Конституция Российской Федерации предусматривает
также возможность обращения с запросами
о признании нормативных актов Президента
не соответствующими Конституции .
Положение российской Конституции о неприкосновенности
главы государства соответствует мировой
практике конституционализма. В той или
иной форме практически все конституции
иностранных государств предусматривают
неприкосновенность главы государства.
Так, в ст.68 Конституции Франции 1958г. установлено,
что Президент Республики не несет ответственности
за действия, совершенные при исполнении
своих обязанностей, кроме случаев государственной
измены. В соответствии с одной из старейших
республиканских конституций — Конституцией
США 1787г. — Президент может быть отстранен
от должности, если при осуждении в порядке
импичмента он будет признан виновным
в измене, взяточничестве либо других
тяжких преступлениях и правонарушениях
.
В конституциях многих стран нередко
устанавливается неприкосновенность
не только главы государства, но и других
должностных лиц, которые, по мнению законодателя,
нуждаются в особой защите, обеспечивающей
им свободу исполнения служебных обязанностей.
В нашей стране в соответствии с Конституцией
предусмотрена неприкосновенность членов
Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы (см. ). В Конституции Франции также
установлены ограничения ответственности
членов парламента и членов правительства
за действия, совершенные ими при исполнении
своих обязанностей. Чаще всего гарантии
неприкосновенности этих лиц значительно
уже, чем гарантии, предоставляемые главе
государства.
Информация о работе Механизм правового обеспечения неприкосновенности президента РФ