Механизм правового обеспечения неприкосновенности президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Проводится сравнительный анализ института отрешения от должности Президента в рамках Основного Закона РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

Файлы: 1 файл

Механизм правового обеспечения неприкосновенности президента РФ.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                   

 

 

 

 

Глава 3. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий

Президента Российской Федерации

 

3.1 Сравнительный анализ процедуры  досрочного прекращения полномочий  президента в России и других  зарубежных странах.

 

 

     Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.

     В соответствии с Конституцией РФ Президент наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Влияние Президента на процессы, происходящие как в государственной, так и в общественной жизни страны очень велико. В то же время прямым основанием для отрешения Президента от должности согласно ныне действующей Конституции РФ выступает лишь обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

     Сравнивая Конституцию РФ 1993 г. с предыдущим Основным Законом Российской Федерации, следует отметить закрепление большего числа оснований для импичмента Президента в документе 1978 года. В их число входило нарушение Конституции, законов и присяги. В присяге Президента РФ Конституции 1993 г. также предусмотрена клятва «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Однако это обязательство имеет чисто декларативный характер, так как никакой ответственности Президента за нарушение Конституции не предусмотрено. Кроме того, в рамках предыдущего Основного Закона предусматривалась и такая мера конституционной ответственности, как «автоматическая» утрата Президентом полномочий в случае роспуска или даже приостановления им деятельности законно избранных органов власти.

     Рассмотрим опыт урегулирования данного вопроса в зарубежных странах.

В настоящее  время существует группа стран, где глава государства обладает неприкосновенностью и вследствие этого вообще не несет никакой юридической ответственности. Такая юридическая формула типична для монархий. «Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности» (ст. 56 Конституция Испании).

В некоторых  странах предусмотрен институт контрассигнатуры. Задача этого правового института  состоит в том, чтобы перенести  ответственность с главы государства  на нижестоящее должностное лицо за совместно подписываемый ими нормативный акт. Так, в соответствии со ст. 58 Основного Закона Федеративной Республики Германии для «действенности предписаний и распоряжений Федерального президента необходима их контрассигнатура Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром».

     Переходя непосредственно к наиболее распространенному методу воздействия на Президента – отрешению от должности, – видно, что одним из наиболее типичных оснований, закрепленных во многих конституциях, как и в Конституции РФ, выступает государственная измена – ст. 90 Конституция Итальянской Республики, ч. 2 ст. 45 Конституция Республики Кипр.

     Достаточным основанием для привлечения к ответственности главы государства в ряде стран является умышленное нарушение конституции страны (ч. 1 ст. 61 Основной Закон ФРГ; ч. 4 § 31 Конституция Венгерской Республики и др.). В отношении Президента ФРГ это основание расширено – ему может быть предъявлено обвинение в «умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона», причем вменяться в вину может как действие, так и бездействие Президента.

     Наименее распространенным основанием для предъявления обвинения Президенту является совершение им иных тяжких преступлений. Так, в соответствии с Конституцией США Президент и высшие гражданские должностные лица могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки (раздел 4 Статья II Конституция США).

     Отдельные конституции закрепляют оригинальную формулировку условий отрешения от должности. Так, Президент Мальты может быть отрешен от должности за недостойное поведение (п. b ч. 3 ст. 48 Конституция Мальты). В результате обвинения в совершении установленного правонарушения лишиться поста может глава Ирландии (ч. 10.1 ст. 12 Конституция Ирландии). За преступления, совершенные в связи с исполнением своих обязанностей, может быть привлечено к ответственности высшее должностное лицо Португалии (ст. 130 Конституция Португальской Республики).

В ряде зарубежных государств основные законы вообще не ограничивают перечень оснований для отрешения главы государства отдельными составами преступлений. Так, Президент Эстонии может быть привлечен к уголовной ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания или если на то соглашается Сейм Латвии большинством не менее 2/3 голосов (ст. 85 Основной Закон Эстонской Республики).

     Таким образом, зарубежная конституционная практика придерживается весьма расширенного толкования оснований импичмента.

При анализе  конституционных оснований отрешения  Президента РФ от должности видна  их несогласованность с действующим  уголовным законодательством Российской        Федерации. Верховенство Конституции требует приведение в соответствие с ней уголовного законодательства в части характеристики уголовных преступлений. Сами конституционные основания отрешения Президента РФ от должности представляются неадекватными с позиций статуса и предназначения президента демократического государства.

Понятие государственной измены Президента нельзя отождествлять с тем понятием государственной измены, которое содержится в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент – не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями; круг деяний, образующих состав преступления «государственная измена Президента» - может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства.

Что же касается обвинения в совершении иного тяжкого преступления – их виды определяются УК и не подлежат расширительному толкованию. При этом, однако, необходимо учитывать, что УК впервые законодательно классифицировал преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

     Таким образом, Президент РФ вправе безнаказанно совершать умышленные преступления, предусматривающие наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, и неосторожные преступления, за совершение которых предусмотрено более строгое наказание, в том числе преступления, повлекшие гибель двух или более лиц, и оставаться Президентом. Уголовным кодексом РФ предусмотрены давностные сроки привлечения к уголовной ответственности: при совершении тяжкого преступления 10 лет, а при совершении особо тяжкого преступления – 15 лет (ст. 78 УК РФ). Но это в отношении простых смертных. Президент же, если процедура отрешения его от должности «проволокитилась» в течение трех месяцев, не только не может быть привлечен к уголовной ответственности, но, более того, несмотря на заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков государственной измены или тяжкого преступления, продолжает оставаться главой Российской Федерации.

     Привлечь Президента к уголовной ответственности невозможно даже после отрешения его от должности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнения своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент тоже обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. На основании ч. 2 ст. 92 Конституции РФ Президент может в любое время прекратить свои полномочия, подав в отставку, сделав себя тем самым неподсудным. Получается, что здесь налицо явный пробел в законодательстве.

     Совершенно очевидно, что Президент, совершивший любое уголовное преступление должен подлежать процедуре отрешения от должности. Иными словами, основанием отрешения Президента РФ от должности я считаю нужно указать «совершение им уголовного преступления».

Недостаточность предусмотренных  ст. 93 Конституции РФ оснований отрешения  Президента РФ от должности получила глубокую разработку в трудах многих ученых. Так, С.А. Авакьян отмечает отсутствие ответственности Президента за нарушение Конституции, законов, присяги. О.В. Брежнев предлагает предусмотреть в качестве основания отрешения Президента от должности «нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, повлекшее тяжкие последствия». Н.С. Зыкова считает необходимым введение полноценного института конституционной ответственности Президента в форме отрешения от должности за действия и решения, противоречащие Конституции РФ.

     При этом едва ли возможно указанные основания для отрешения Президента от должности считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет ввиду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции.

     Конституция РФ не оговаривает естественной причины досрочного прекращения полномочий Президента. Вместе с тем, в конституциях многих стран в качестве одного из оснований называется и кончина (смерть) Президента (ч. 1 ст. 96 Конституция Румынии; п. «а» ч. 1 ст. 44 Конституция Республики Кипр; ч. 1 ст. 90 Конституция Республики Молдова и др.). В российском законодательстве подобное основание указывается применительно к досрочным основаниям прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, аналогичное основание предусмотрено и применительно к судьям Конституционного Суда.

Отсутствие такого основания применительно  к Президенту может вызвать тупиковые  правовые ситуации. Неясно, каким правовым актом объявляется о временном исполнении обязанностей Президента. Хотя Конституция и является актом прямого действия, однако определенная процессуальная процедура в данном случае необходима. Кроме того, в    Федеральном законе  "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прямо оговаривается, что закон устанавливает гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно: в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1).

     Из этого следует, что юридически не урегулирована и процедура о социальных гарантиях членам семьи умершего Президента и их материальном обеспечении. Такая норма в указанном Законе есть, но ведь она адресована семье того Президента, который умер после предоставления ему и членам его семьи гарантий (ст. 2 ч. 3).

Так же, считаю, что в Конституции  РФ не до конца решен вопрос на кого возлагается временное исполнение полномочий Президента РФ. Председатель Правительства РФ является единственным должностным лицом, полномочным замещать главу государства (ч. 3 ст. 92 Конституция РФ), что с позиций надежности института исполняющего обязанности главы государства представляется явно недостаточным.

В основном Законе РСФСР 1978 г. в Статье 121-11 этот вопрос, по-моему мнению, был  представлен шире. «В случае отрешения  Президента РФ от должности, отставки Президента РФ осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента РФ полномочия Президента РФ исполняет вице-президент РФ. В случае невозможности исполнения полномочий Президента РФ вице-президентом РФ они переходят последовательно к Председателю Совета Министров РФ, Председателю Верховного Совета РФ.»

     В США для того чтобы ни при каких обстоятельствах страна не оказалась без главы исполнительной власти, в 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти (он дополнялся в 1965 и 1966 гг.). В нём была установлена последовательность лиц, замещающих пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментов. Однако любое из этих лиц может занять пост Президента только в случае, если оно отвечает всем конституционным требованиям, предъявляемым к Президенту.

В Конституции РФ указано только одно лицо, уполномоченное замещать главу государства, что создает тем самым реальную опасность безвластия, если на момент президентской вакансии Председатель Правительства РФ будет отсутствовать.

Хочется отметить коллизии замещения  Президента Председателем Правительства, при котором не срабатывает ряд весьма важных конституционных механизмов. Заблокированной оказывается возможность реализации Правительства РФ предоставленного статьей 134 Конституции РФ права внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции, поскольку сам Председатель Правительства, как и.о. Президента, этого права Конституцией лишен, а Правительство не может пользоваться своими полномочиями отдельно от своего главы. Проблематичным в этой ситуации становится право думского запроса Председателю Правительства, поскольку он одновременно исполняет обязанности главы государства, которому запрос не может быть адресован.

Информация о работе Механизм правового обеспечения неприкосновенности президента РФ