Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных
интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.
Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений.
Введение. 3
Глава 1. Понятие и структура механизма правового регулирования. 5
1.1. Правовые средства: понятие и виды.. 5
1.2 Понятие механизма правового регулирования. 10
1.3 Структура механизма правового регулирования. 15
Глава 2. Пределы и эффективность правового регулирования. 21
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной
деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности
юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма
права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний
момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так,
для осуществления права
на поступление в вуз акт
зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в
приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел
по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт
применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность
и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей,
преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения
интересов граждан.
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов
управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы
права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не
смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только
правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять
акт, который станет посредующим звеном между нормой и результатом её действия,
составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит,
для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.
Подобный вид правоприменения называют опреративно-исполнительным, ибо он
основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи.
Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что
характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об
установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и
т.п[20].
Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма
определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе
говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее
субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не
препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные
активные действия в интересах именно управомоченного.
В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм
права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа
трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих
субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются
интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий
критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в
правоотношении лицами.
Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей,
при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу
субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей -
это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в
жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут
выражаться в трех формах:
1. соблюдении;
2. исполнении;
3. использовании.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных
нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от
интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите,
и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению
[21].
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять
интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит
им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение
обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам
контрагента и т.п.
При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные
интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов
других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность:
во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в
охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов
контрсубъектов.
Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь
неудовлетворенному интересу
должна прийти соответствующая
деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с
обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной
опасности, правонарушения либо прямого правонарушения
[22].
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого
регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то
возможны следующие ситуации:
Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство
регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера
правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол
в нерегулируемых сферах жизни.
Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования
слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое
контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность
граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ
определения пределов правового регулирования:
В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения,
которые обладают определёнными признаками:
а) это отношения, в
которых заключены как
так и интересы общесоциальные;
б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из
которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения
интересов другого;
в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила,
признания обязательности этих правил;
г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых
подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу
правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих
перечисленным признакам:
Отношения людей по обмену
ценностями (материальными и
Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка.
Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и
необходимого правового регулирования.
Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел
правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных
отношений для государства и общества[23]
.
Эффективность механизма правового регулирования.
Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между
результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью
[24]. Целями механизма правового регулирования являются следующие:
Во – первых это
совершенствование
нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в
рамках которых они будут функционировать.
Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-
психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его
нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и
значительно снизить
уровень вероятности в
процессу.
Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование
правоприменения, которая
дополняет действенность
регулирования.
За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к
нормативному регулированию,
идет процесс наибольшего
интересов.
Функционирование нормативного
регулирования и
необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые
места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм,
а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм
правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства,
представляющие разные виды правового регулирования, который дает
управленческому процессу дополнительные возможности.
Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме
придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его
функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит
достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в
целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в
нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации
права, торможению правового эффекта.
Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно
влияет на качество всего
механизма правового регулирова
законности и правопорядка[25].
Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового
регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования
должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать
благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его
правового статуса.
Завершая нашу работу
“механизм правового регулирова
немаловажные выводы.
Право своим существованием оказывает огромное влияние на поведение людей.
Представляя собой культурную и информационную ценность, право определяет
направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки цивилизованных
общественных отношений.
Наличие правового регулирования
дает возможность посредством
иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их
упорядочения, развития и защиты.
Механизм правового регулирования призван осуществлять с помощью правовых
средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и
задачами правового государства. Названный механизм просто необходим для
поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия
нормальной жизни
На современном этапе исследования механизма правового регулирования, когда
накоплен в значительном объеме новый материал, назрела необходимость, как мы
думаем, нового видения
механизма правового
явления. Такого явления,
которое имеет несколько
средства правового регулирования выстраиваются не только линейно (что
характерно для главных звеньев), но и в нескольких плоскостях. С данной точки
зрения механизм правового регулирования можно подразделить на такие
компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права,
механизм государственного принуждения, где охранительную направленность
выполняет механизм процессуального регулирования.
Хотелось бы также отметить, что вопрос о механизме правового регулирования
является важным и довольно дискуссионным в правовой науке. Как мы смогли
убедиться, каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения,
отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы
человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов
механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая
своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм
правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру,
должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений
личности, упорядочению её правового статуса.
В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма
правового регулирования,
включая совершенствование
улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой
активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой
культуры, совершенствование правового воспитания.
Изучение механизма правового регулирования играет важную роль в понимании
каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всех
юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в