Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
2) исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
3) для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...............................3
Глава 1. Понятие и виды правовых средств………………………………….….4
Глава 2. Понятие механизма правового регулирования и его признаки….....10
§ 1. Понятие механизма правового регулирования…………………....….…..10
§ 2. Признаки правового регулирования………………....................................12
Глава 3. Структура механизма правового регулирования……………………14
§ 1. Элементы механизма правового регулирования и его правовые средства…………………………………………………………………………..14
§ 2. Пределы и эффективность правового регулирования………………....19
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Механизм правового регулирования - Курсовая работа.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Правовое регулирование  в общественных отношениях это одно из важных условий создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных гарантировать защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Мы живем  в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Наличие правового  регулирования просто необходимо для  обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование – это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей.

Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что  именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.

При изучении нашей темы курсовой работы использовалась литература известных авторов, которые раскрывают данную суть вопроса.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) необходимо  изучить такой правовой институт  как правовые средства: их понятие и виды;

2) исследовать  понятие и структуру механизма  правового регулирования;

3) для наиболее  полного раскрытия вопроса также  рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.

 

Глава 1. Понятие и виды правовых средств

 

Право  это  многообразное явление, необходимое для регулирования общественных отношений. Его можно рассматривать с разных сторон.

В роли социального природы общества, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени  именуется как цель по отношению к обществу, приобретает большое социальное значение.

Наряду с  этим право можно оценивать и  как средство для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке  называют инструментальным, в рамках которого  и исследуются правовые средства.

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались  на отраслевом уровне  - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал их в качестве юридических способов решения субъектами своих целей (интересов).1

Вместе с  тем проблема правовых средств выступает, прежде всего, как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами С.С.Алексеев понимает институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит  роль ее активных центров.2

Правовые средства не образуют каких – то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности и сформулированных в основном с точки зрения потребности аналитической юриспруденции. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются  не с позиций нужд юридической практики, а с позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач. Вопрос правовых средств – не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе – их фундаментального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач. Иными словами, перед нами те же юридические нормы, хозяйственные договоры, счета в банке, меры поощрения, санкции, но предстающие в качестве функциональных явлений, инструментов реализации силы, ценности права.

С.С. Алексеев выделяет следующие показатели правовых средств:

1)субстанциональность правовых явлений;

2)возможность их использования субъектами;

3)наличие в правовых явлениях социальной силы, своего рода юридической энергии.3

Как субстанциональные  явления правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов правовой действительности: с одной стороны,

от явлений  правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. И то и другое, разумеется, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма; и можно, например, говорить  о регулятивных функциях  правосознания или о регулятивном значении применения права. Но они не образуют самих регулятивных частиц, компонентов регулятивного вещества права, т.е. как раз того, что является правовыми средствами. Поэтому два упомянутых  компонента правовой действительности находятся рядом с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно в их состав не входят: один из них (правовая деятельность) – это, в сущности, применение и использование правовых средств, а второй (явления субъективного порядка, например, правосознание) – представление о них, их субъективный образ.

Правовые явления как  субстанциональные явления многообразны. В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени институционализации правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает в различном виде в зависимости  от уровня, на котором рассматривается юридический инструментарий.

С.С. Алексеев выделяет три  таких уровня:

во-первых, уровень первичных  правовых средств – элементов  механизма правового регулирования в целом и его важнейших подразделений; это прежде всего, юридические нормы, а также субъективные юридические права и юридические обязанности; тут правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения жизненной проблемы;

во-вторых, уровень сложившихся  правовых форм, нормативно выраженных обычно в виде институтов – отдельных образований, юридических режимов или комплексов взаимосвязанных правовых образований и режимов, представляющих собой юридически действенные формы решения жизненных проблем (например, договор как способ организации работ и оплаты их результатов);

в – третьих, операционный уровень – конкретные юридические средства, находящиеся непосредственно в оперативном распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием  на выращивание и продажу сельскохозяйственной продукции, договор, который в данном случае является способом организации, взаимоотношений между гражданами, проживающими в городах или поселках городского типа, и сельскохозяйственными предприятиями.4

Теперь о такой черте правовых средств, как возможность их использования субъектами. Она характеризует  глубокое взаимодействие правовых средств с социальной деятельностью. В этом взаимодействии – две плоскости. Одна из них очевидна – деятельность по использованию правовых средств в практической жизни.

Иными словами, хотя правовые средства есть явления субстанциональные, в них, в самом их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможности того, что известные субъекты «возьмут их в руки» и добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата. С рассматриваемой точки зрения вопросы использования правовых средств являются решающей частью юридической практики – и в то же время важным и перспективным направлением развития юридической науки.

Во взаимодействии социальной деятельности и правовых средств есть и другая, не менее значимая плоскость. Причем здесь речь идет не о такой своеобразной разновидности социальной деятельности, которую можно назвать правовой (именно тот характер имеет использование правовых средств), а о социальной деятельности в самом точном и строгом смысле – о деятельности, в которой реализуются  социальная жизнь независимо от форм ее существования и опосредования.

Социальная деятельность в указанном глубоком смысле при  переходе человечества на стадию цивилизации является необходимой и ближайшей основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и их особенности, их развитие.

Социальность деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется  своего рода напряженностью; она как бы пронизана  или «полем активности», или «полем сдерживания» либо окутана тем и другим, что придает поведению субъектов общественных отношений особое содержание и облик. Отсюда такие  элементы и черты деятельности, как ее необходимость, допустимость или недопустимость, заложенные в самом содержании деятельности  и выражающие потребности  жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности. Соприкасаясь и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как социального явления получают выражение в правах  и обязанностях (запретах). Права и обязанности связаны с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся  юридическими правами и обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и первичные правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств. Теперь рассмотрим такой показатель правовых средств, как наличие в них социальной силы.

Определенные правовые формы  потому и обособляются в устойчивые институционные образования, потому и  используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие  потенции, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.

Подытоживая сказанное, можно  выделить признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические  способы обеспечения интересов субъектов права;

2) сочетаясь определенным  образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3) имеют юридическую силу  и поддерживаются государство.

Таким образом, правовые средства – это объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и т.п.; в зависимости  от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно-психологической направленности  (чьим интересам отдается предпочтение) – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

 

Глава 2. Понятие  механизма правового регулирования и его признаки

§ 1. Понятие  механизма правового регулирования

Определение механизма  правового регулирования позволяет  составить и систематизировать  юридические средства  правового  воздействия на общественные отношения, найти место и функции одних или других юридического средств в правовой общественной жизни.

Обычно в  теории государства и права под  механизмом правового регулирования  понимают систему юридических средств, при помощи которых реализуется  правовое регулирование.5

Также существует и другие схожие определения различных  авторов, например профессор Николай  Андреевич Пьянов выделяет механизм правового регулирования как  сложенные в единстве и взаимодействии правовые средства участвующие в  правовом регулировании общественных отношений.6

Исходя из того, что понятие «механизм правового  регулирования» аналогично от суждения правового регулирования. Сергей Сергеевич Алексеев дает определение правовому регулированию, как реализация при помощи системы правовых средств (юридических правил, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативных, нормативно-организационных воздействий на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями7 Из этого определения мы понимаем, что С.С. Алексеев ставит определение правовому регулированию от понятия правового воздействия. Но не каждое правовое воздействие входит в структуру механизма правового регулирования. Свойства механизма правового регулирования более уже свойств механизма правового воздействия. Характеристика понятия «Воздействие» по содержанию  более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, выдвигает мнение, что воздействие присоединяет как регулирование с помощью конкретной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы воздействия на поведение людей.8

С.А. Комаров  добавляет в механизм правового  воздействия  наравне с механизмом правового регулирования  правосознание, правовую просвещенность, правовые образы мысли  и правотворческий процесс.9

Различие между  правовым воздействием и правовым регулированием  состоит в том, что правовое воздействие  представляет собой часть социального  воздействия.  Правовое воздействие, как культурная и информационная ценность, определяет направление человеческой деятельности, присоединяет ее в общие границы развития общественных отношений. Как раз  в этом смысле правовое воздействие является шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Специфичность правового регулирования содержится в осуществлении государством с помощью издания общеобязательных норм поведения. В этом  проявляется искусство правотворческих органов, их навыки учитывать реальные потенциал и предугадывать приближающиеся последствия. «Но уровень механизма правового регулирования обуславливается не только  состоянием законодательства, - считает А.И, Бобылев. – имеет важное значение и исполнять на практике принятые законы. В результате чего возникает вопрос о механизме исполнения норм права»10

Информация о работе Механизм правового регулирования