Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:34, курсовая работа
Цели и задачи данной работы – раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) необходимо изучить такой правовой институт как правовые средства: их понятие и виды;
2) исследовать понятие и структуру механизма правового регулирования;
3) для наиболее полного раскрытия вопроса также рассмотреть пределы и эффективность правового регулирования.
Введение………………………………………………………...............................3
Глава 1. Понятие и виды правовых средств………………………………….….4
Глава 2. Понятие механизма правового регулирования и его признаки….....10
§ 1. Понятие механизма правового регулирования…………………....….…..10
§ 2. Признаки правового регулирования………………....................................12
Глава 3. Структура механизма правового регулирования……………………14
§ 1. Элементы механизма правового регулирования и его правовые средства…………………………………………………………………………..14
§ 2. Пределы и эффективность правового регулирования………………....19
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список литературы………………………………………………………………25
Автор А.В. Малько обращает внимание на то, что задача механизма правового регулирования – состоит в обеспечении беспрепятственного продвижения интересов субъектов к определенным благам и т.д.. обеспеченность их справедливой реализации. Основываясь из этого, он характеризует механизм правового регулирования, как систему правовых средств, подобранных в наибольшей степени последовательным образом в целях для преодоления сложностей, стоящих на пути реализации интересов субъектов права.11
В.Н. Хропанюк дает лаконическое определение механизму правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.12
Оценивая множество понятий различных авторов о Механизме правового регулирования, составим свое общее определение:
Под механизмом правового регулирования понимается состав правовых средств и приемов, взятых в единстве, с помощью которых государство реализует правовое воздействие на общественные отношения в целях его развития в желаемом для него направлении.
§ 2. Признаки правового регулирования
Многие авторы дают множество понятий признаков правового регулирования. Мы приведем в нашей научной работе наиболее важные и существенные из них. Всего на наш взгляд можно выделить пять признаков. Первым признаком можно было бы назвать то, что механизм правового регулирования является структурной частью механизма оциального урегулирования. Его правовая функциональность сопровождается политической этической, экономической, и многими другими выражениями механизма социального регулирования, получается своего рода некое переплетение их функций. Вторым признаком можно отметить, что механизм правового регулирования является категорией широкой по объему, объединяет воедино все признаки правовой существенности13, а именно:
— методы (нормы права, субъективные
права и юридические
— способы (дозволение, обвязывание, запрет);
— формы (использование, исполнение, соблюдение, применение)
В третьем свойстве механизм правового регулирования выражает собой порядок правовых средств, способов, форм, находящихся в связи и взаимодействии. Любая другая часть механизма правового регулирования находится на своем месте , и совершает свои функции14. В четвертом признаке механизм правового регулирования является динамичным элементом правовой системы общества. Его функции отражаются в стадиях, которым соответствуют свои механизмы действия. Также так и правовая система общества, механизм правового регулирования представляет собой целостность правовой действительности, определяется закономерностями развития общества, уровнем экономики, правосознания и культуры. Его сущность является в приведении в действие необходимых элементов правовой системы, их «работы». От механизма зависит эффективность правового регулирования, соответствие поведения участников общественных отношений предписаниям юридических норм, их движение к удовлетворению своих интересов15. И наконец пятым признаком механизма правового регулирования является то, что конечным результатом его деятельности происходит установление правопорядка в обществе.
Завершив наш первый раздел, мы изучили понятие и признаки механизма правового регулирования, и теперь можем перейти к следующему шагу нашего изучения, а именно к структуре механизма правового регулирования , где более подробно рассмотрим внутреннее его элементы, средства и пределы эффективности правового регулирования.
Глава 2. Структура механизма правового регулирования
§ 1. Элементы механизма правового регулирования и его правовые средства
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме были проведены Явичем,16 а несколько позднее В.М. Горшеневым. По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются: 1) установление правового статуса лица;2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; 3) установление моделей правоотношений; 4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.
Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и ряд других ученых-юристов. Но свое развернутое обоснование данная идея приобрела в работах профессора С.С. Алексеева. Предложенная им конструкция в последующем не претерпела существенных изменений. В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:
1) юридические нормы;
2) правовые отношения;
3) акты реализации
прав и обязанностей. Факультативным
элементом являются акты
Такое представление
о структуре механизма
1) правовые нормы;
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно- исполнительный правоприменительный акт;
3) правоотношение;
4) акты реализации прав и обязанностей;
5) охранительный
На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.
На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права. Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет посредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют опреративно-исполнительным, так как он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.д19
Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного. В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.
Четвертая стадия
– реализация субъективных прав и
юридических обязанностей, при которой
правовое регулирование достигает
своих целей – позволяет
Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: 1) соблюдении; 2) исполнении; 3) использовании.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п. При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите. Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интерес контрсубъектов.
Пятая стадия –
является факультативной. Она вступает
в действие тогда, когда беспрепятственная
форма реализации права не удается
и когда на помощь неудовлетворенному
интересу должна прийти соответствующая
правоприменительная
В качестве специфических элементов механизма правового регулирования выступает правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования21.
§ 2.Пределы
и эффективность правового
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:
Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфераправового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни. Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования:
В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:
а) это отношения,
в которых заключены как
б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Практика показала,
что в сферу правового
Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).
Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка.
Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования. Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества.22