Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема «Механизм правового регулирования». Моя работа преследует цель рассмотреть правовое регулирование как сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В данной курсовой работе рассмотрена тема «Механизм правового регулирования». Моя работа преследует цель рассмотреть правовое регулирование как сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее, следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Цель данной работы состоит в рассмотрении и понятии основных структурных элементов механизма правового регулирования:

)нормы права

)правоотношения

)актов реализации юридических  прав и обязанностей

Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знания официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема, исследуемая в курсовой работе, является актуальной, так как генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

Для написания данной курсовой работы использовалась литература таких авторов как: Алексеев С. С., Клименко А. В., Сапунов В. А., Сырых В. М., Малько А. В., Селянин А. В., Марченко М. Н., Якушев А. В.

правотворчество акт юридический предел

Глава 1. Понятие, содержание и методы правового регулирования

 

§ 1. Понятие и предмет правового регулирования

 

Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействия на общественные отношения. Общей юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать. Правовое регулирование преследует и общую социальную цель: создание необходимых условий для поступательного развития общества.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей. Правом не регулируются мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует свои собственные интересы, знания, умения способности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторгается в сферу интересов другого лица, государства или общества. Например, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренция другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосферный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей среде. В этих и других случаях происходит столкновение интересов разных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Население заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе.

Основным средством согласования таких противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любая взаимосвязь людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы других лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме общественного отношения. И правом регулируется не деятельность, а социальная связь между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается, как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. Эти отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров.

Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных властных полномочий; 2) отношение государства и его органов на международной арене; 3) отношения, в которое вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейший законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиями; 5) отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных обязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических и политических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательного права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные имущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками. Право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений, определяет их признаки; указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определят варианты возможной или требуемой деятельности; содержит требования к объектам правовой деятельности.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия в целом. Правовое воздействие - более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействия на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных правом. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.

Таким образом, правовое регулирование - это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.

 

§ 2. Методы правового регулирования

 

Наиболее распространенными методами (приемами) правового регулирования являются императивный (от лат. imperium - повеление) и диспозитивный (от лат. disposition - предъявление). Различие этих методов было установлено римским теоретиком права Ульпианом, который и сформулировал их определения.

Императивный метод - это метод воздействия права на лицо, формулирующий меру должного (запрещенного или обязательного) поведения, предполагающий безальтернативный вариант правомерного (ненаказуемого) поведения и определяющий обязанности лица без предоставления ему дозволения. При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.

Диспозитивный метод - метод правового регулирования, предусматривающий формулирование меры возможного поведения, создающий несколько альтернативных вариантов правомерного (ненаказуемого) поведения и обеспечивающий всех участников правовых отношений равными правами и обязанностями. Диспозитивный метод регулирует отношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частноправовой сфере. На двух этих приемах основано все многообразие отраслевых методов правового регулирования. Иногда выделяются методы: рекомендательный ( определенного социально полезного поведения) и поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение). Поощрение как особое правовое веление представляет собой соединение императивного и диспозитивного регулирования.

Помимо нормативного регулирования необходимо еще и индивидуальное регулирование, которое определяет, как необходимо воздействовать на лицо в конкретной ситуации. Варианты индивидуального регулирования следующие:

метод убеждения - разъяснение содержания правовых норм с целью побуждения лица к добровольной реализации правового веления; метод убеждения используется только для обеспечения реализации запрета или обязывания;

метод принуждения - это воздействие на поведения лица с целью предотвращения возможного правонарушения с целью принудительного исполнения обязательств или для наказания правонарушителя. Принуждение включает меры защиты и превентивные меры.

Меры защиты - действия государства по предотвращению правонарушения посредством принудительного исполнения обязательств.

Меры защиты - это государственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление восстановительных задач, - на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. К мерам защиты относят: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и др. - в гражданском праве; отобрание детей без лишения родительских прав, взыскание алиментов - в семейном праве; принудительное лечение, взыскание денежных сумм (налогов) и др. - в административном праве; восстановление на работе незаконно уволенных рабочих - в трудовом праве.

Превентивные меры - действия государственных должностных лиц или государственных органов, направленные на прекращение действий, содержащих признаки правонарушения, или на предупреждение высоковероятных противоправных действий или иных неблагоприятных с точки зрения права событий. Превентивные меры делятся на отдельные подгруппы в зависимости от объекта воздействия:

принудительно-обеспечительные меры - действия, направленные на предотвращение неблагоприятных ситуаций (реквизиция автотранспорта в условиях стихийных бедствий или для преследования правонарушителя) и высоковероятных противоправных действий (досмотр авиапассажиров и багажа);

меры пресечения - действия, направленные на прекращение действий, содержащих признаки правонарушения (задержание, обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.);

меры наказания (меры возложения юридической ответственности). Наказание - дополнительное юридическое обременение, возлагаемое на лицо, совершившее противоправное деяние.

 

§ 3. Способы правового регулирования

 

Чтобы побудить граждан и иных лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает шесть способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

Информация о работе Механизм правового регулирования