Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:56, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена тема «Механизм правового регулирования». Моя работа преследует цель рассмотреть правовое регулирование как сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Правоотношения - есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права).
Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по отношению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права - индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений; основные элементы совокупности юридических фактов, без которых не может реализоваться конкретная норма права. Ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.
В зависимости от элементов правового регулирования, действующих в определенный момент, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.
Простое регулирование - это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же права и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.
Сложное регулирование - это процесс, в котором используется два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим - акт применения нормы права.
Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.
Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.
§ 2. Стадии правового регулирования
В процессе правового регулирования можно выделить три стадии: формулирования правила поведения (издание нормы права), возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов и их реализация.
Правовое регулирование начинается с формулирования нормативного регулятора путем принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентируют поведение людей, определяют, какие права, и обязанности они могут иметь, как должны поступить в той или иной ситуации, каковы последствия несовершения данных действий.
При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновения правоотношения. Права и обязанности в правоотношении реализуются в определенном поведении субъектов права, которое называется актом реализации правоотношения. Здесь юридические нормы достигают намеченного результата. В научной литературе стадия реализации норм права часто подразделяются на два этапа. На первом этапе возникают права и обязанности и в конкретном правоотношении, на втором - права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни.
В ряде случаев для достижения результата необходимы дополнительные акты специальных государственных органов, так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства. Оно нужно, например, когда субъекты добровольно не исполняют возложенные на них обязанности, и состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел, в вынесении обязательного для субъектов решения (приказа, постановления или приговора суда). В отличие от норм права эти акты носят индивидуальный характер: они распространяются только на определенных лиц и нацелены на претворение (применение) юридических норм. Такие акты называются актами применения права. Акты применения иногда необходимы и при возникновении правоотношений.
Таким образом, применение возможно и на второй, и на третьей стадии правового регулирования.
§ 3. Эффективность механизма правового регулирования
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:
)совершенствование
)совершенствование
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального усмотрения превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. « От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит, эффективности права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
Заключение
Итак, механизм правового регулирования - сложное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет:
)не только собрать вместе
явления правовой
)высветить в связи с
этим специфические функции, которые
выполняют те или иные
Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчества, правореализации и применения юридической ответственности) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
Интересы человека - вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.
Библиографический список
1.Алексеев С. С. Теория
государства и права: учебник
для юридических вузов и
2.Кашанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Государство и право. - М., 1992.
.Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В, Румынина. - 2-е изд., исп. и доп. - М., 2004. - 219с.
.Краснояружский С. Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. - М., 1993.
.Краткий курс по теории государства и права. - М., 2007. - 139с.
.Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Матузова Н.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Юристь, 2001. - 776с.
.Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640с.
.Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке// Современное государство и право. Вопросы теории и истории. - Владивосток., 1992.
.Селянин А. В. Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов / А. В. Селянин. - 4-е изд., стереотип. - М., Изд-во «Экзамен», 2008. - 222с.
.Сырых В.М. Теория государства и права; учебник. - М., 2007.- 703с.
.Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Профессора В. Г. Стрекозова. - М., 2000. - 377с.
.Якушев А. В. Теория государства и права. - М., Бюро печати, 2007. - 48с.