Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:58, курсовая работа
Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества. Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.
Введение……………………………………………………………………..…..3
§1. .…………………………..6
§2. …………………………..……………….....12
§3.
Заключение ………...………………………………………………………….. 31
Список использованной литературы…………………..…………………….…33
3) Конституция РФ статья 19: «Закреплен принцип равенства всех перед законом и судом. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
4) Конституция РФ статья 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Конституционные нормы вложены в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах об информации, СМИ, об образовании, о культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем один из них, в котором более подробно прописаны действия государства и Церкви в отношении друг друга.
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный закон.
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии
с конституционным принципом
отделения религиозных
3. Государство
регулирует предоставление
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии
с конституционным принципом
отделения религиозных
6. Отделение
религиозных объединений от
7. По просьбам
религиозных организаций
Статья 6. Религиозные объединения
1. Религиозным
объединением в Российской
2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
3. Создание религиозных
объединений в органах
4. Запрещаются
создание и деятельность
Из данного закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют невмешательство государства в канонические дела церкви, но и невмешательство церкви в дела государства, но при этом государство готово помогать Церкви и в экономической области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному охарактеризовать, но в современном обществе, в светском государстве – это одна из наилучших форм взаимодействия.
Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным мотивам:
Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность.
Уголовному
и административному
- дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам (статья 136 УК РФ);
- воспрепятствование
осуществлению права на
- действия, направленные
на возбуждение ненависти либо
вражды, а также на унижение
достоинства человека либо
- геноцид, т.е.
действия, направленные на полное
или частичное уничтожение
- Ответственность
за нарушение законодательства
о свободе совести, свободе
вероисповедания и о
Также государство должно разделять деятельность религиозных объединений готовых к мирному диалогу и деятельность экстремистских организаций, что оно и делает в своем законодательстве.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.
Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности приравнена к экстремистской деятельности. Законом установлена ответственность за такого рода деятельность, в том числе ликвидация организации, признанной экстремистской.
В 2009г. при Министерстве юстиции РФ создан научно-консультативный Совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет будет рассматривать информационные материалы, представленные судебными, правоохранительными органами, министерством юстиции, а также гражданами и организациями. Заключения Совета будут носить рекомендательный характер и станут публиковаться на сайте Минюста. В случае решения о наличии в информационных материалах признаков экстремизма заключение Совета будет в обязательном порядке направлено в прокуратуру.
Теперь рассмотрим как в России осуществляется диалог между Церковью и государством, какие органы созданы для этого.
1.) Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (далее именуется – Совет)
является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.
В своей деятельности
Совет руководствуется
Основными функциями Совета являются:
обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями;
содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Для осуществления своих функций Совет имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений и организаций и их должностных лиц необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
- пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
- обращаться
за получением информации к
общественным и религиозным
- использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
- привлекать в установленном порядке к работе научные учреждения, отдельных ученых и специалистов, в том числе на договорных началах.
2) Комитет Государственной
Думы по делам общественных
объединений и религиозных орга
Основные направления в работе:
- правовое регулирование процесса становления и развития основных социальных институтов общественно-политической сферы - политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, профессиональных и творческих союзов, женских движений и координация связей Государственной Думы с ними;
- поддержка, развитие добровольных гражданских инициатив и совершенствования федерального законодательства;
- вопросы взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими общественными институтами; сотрудничество с представителями религиозной общественности (православной, мусульманской, буддистской, иудаистской); осуществление совместных проектов по общественно значимой, в том числе религиозной тематике с Полномочным Представителем Президента РФ в Центральном Федеральном округе;
- участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, в заседаниях рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации, Экспертного Совета по гражданскому и конституционному законодательству при Правовом управлении Государственной Думы, Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) и проводимых ею международных конференциях, подготовке документов и заседаний Международного Секретариата и других высших органов МАП;
Информация о работе Место церкви в истории российского государства