Место и роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:58, реферат

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Содержание работы

1. Введение стр.2
2. Сущность государства и закономерности его развития стр.3
3. Политическая система общества стр.9
4. Место и роль государства в политической системе общества стр.14
5. Заключение стр.16
6. Список используемой литературы стр.18

Файлы: 1 файл

реферат место и роль гос-ва в полит. сист. общества.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Политическая система  состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества.

Противоречия субъективного  плана, вызванные несовпадением  идейно-политических, психологических  и правовых установок отдельных  личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.

Таким образом, в свете  исторического опыта становится все более ясным, что демократическая  политическая система - это организация  легальной, опирающейся на законы и  подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

4. Место и роль государства в политической системе общества

Характеризуя роль и  место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.

В конституциях и других законодательных актах оно стремится  определить себя как сообщество всего  народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции  СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах  других государств. “Народ” при  этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе  общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности  необходимо для нормального функционирования государства. Однако, как считают  отечественные правоведы, необходимым  условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и  массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов  политической системы государство  выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что  в некоторых странах общественные организации могут иметь в  своем распоряжении не присущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств  воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и  общественные объединения – это  самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные  структуры политической системы  действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и  общественной жизни.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы  общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

5. Заключение

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения  задач курсовой работы можно сделать  следующие выводы.

Понимание государства, его  сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает центральное  место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:

Государство выступает  прежде всего в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными  группами, слоями, классами, с их противоречивыми  интересами. Оно предотвратило самоуничтожение  человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.

Государство можно рассматривать  как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.

Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия классового общества.

Государство – важнейший  интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

Политическая система  в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической  ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных  сферах жизни общества государство  неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства  было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно  сказать и об отдельных государственных  органах - парламенте, правительстве, конституционном  суде, различных министерствах и  ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и не политические функции - экономические, финансовые и т.п..

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

Алексеев С.С. Государство  и право. –М.,1993.

Большой юридический словарь/под  ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. - №7.

Клименко С.В., Чичерин  А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в  юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для  вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.

Манов Г. Н. Государство  и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 1974. – 275с.

Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества