Место и роль правоохранительных органов в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Цель курсовой работы: Показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Исследовать структуру и функции правоохранительных органов. Определить характеристику правоохранительных органов и их систему.
Выявить принцип деятельности правоохранительных органов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов………………………..5
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика правоохранительных органов…………………………
2.2. Система исполнения правоохранительных органов……………………
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов………
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов…..
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Место и роль правоохранительных органов в современном государстве.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5

1.1. Понятие и  основные черты правоохранительных  органов………………………..5

1.2. Функции правоохранительных  органов………………………………….

2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10

2.1. Характеристика  правоохранительных органов…………………………

2.2. Система исполнения  правоохранительных органов……………………

3. Основные принципы  деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17

3.1. Правовая  основа деятельности правоохранительных  органов………

3.2. Основные  принципы деятельности правоохранительных  органов…..

Заключение……………………………………………………………………….24

Глоссарий…………………………………………………………………………26

Список используемых источников………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права  и свободы высшей ценностью в  обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.

Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень  авторитетности государства, но и эффективность  деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Правоохранительная  деятельность является одним из видов  государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство.[1] Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции  России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства.[1] Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком  смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. 

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

 

Актуальность  темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит  порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Цель курсовой работы: Показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Исследовать структуру и функции правоохранительных органов.

Определить  характеристику правоохранительных органов  и их систему.

Выявить принцип  деятельности правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

1. Понятие,  основные черты и функции правоохранительных  органов

1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов

В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации  “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.[1]

Деятельность  государства, осуществляемую с целью  обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято именовать правоохранительной функцией.

Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.

Правоохранительные  органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие.[2] В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия “Правоохранительные органы”. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

- они уполномочены  законом и осуществляют свою  деятельность в соответствии с ними;

- деятельность их процессуально  регламентирована и осуществляется  на основе соответствующих правил  и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной административной или уголовной ответственности;

- лица, стоящие на службе  в этих органах должны иметь  специальную подготовку;

- в процессе своей деятельности  они имеют право применять  установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

- обязательность решений  этих органов для исполнения  должностными лицами и гражданами  при условии их законности  и обоснованности.[3]

К государственным правоохранительным органам относятся:

- суд;

- прокуратура;

- органы юстиции;

- органы внутренних  дел;

- органы предварительного  расследования;

- таможенные  органы;

- служба по  контролю за наркотическими средствами  и психотропными веществами;

- органы обеспечения  безопасности.

К негосударственным  органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Функции правоохранительных органов

Организацию, структуру  и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые  на них возложены:

- конституционный  контроль;

- осуществление  правосудия;

- прокурорский  надзор;

- расследование  преступлений;

- исполнение  судебных решений;

- оперативно-розыскная  деятельность;

- оказание юридической  помощи;

- профилактическая  деятельность по предупреждению правонарушений.[4]

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов  и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Правоохранительные  органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции  соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры  ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и  гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке. [2]

От функций  необходимо отличать основные направления  деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

Данный вопрос возникает в связи с тем, что  в последние годы много говорится  о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

- принятия новых  федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

- совершенствования  системы деятельности правоохранительных  органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

- установление  принципиальных, исходных положений  устройства, организации и деятельности  правоохранительных органов, направлений  на сокращение преступности и всех правонарушений;

- определение  новых юридических и научно-технических  средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

- возложение  обязанности оказывать содействие  правоохранительным органам в  борьбе с преступностью и всеми  правонарушениями на другие государственные органы, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

- развитие финансовой  и материально-технической базы  для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.[5]

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правоохранительные  органы: общая характеристика и система

2.1. Характеристика  правоохранительных органов

Для выполнения направлений правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного следствия, МВД и его органы (включая милицию), служба госнаркоконтроля Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.[2]

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в современном государстве