Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Актуальность темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Цель курсовой работы: Показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Исследовать структуру и функции правоохранительных органов. Определить характеристику правоохранительных органов и их систему.
Выявить принцип деятельности правоохранительных органов.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов………………………..5
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика правоохранительных органов…………………………
2.2. Система исполнения правоохранительных органов……………………
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов………
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов…..
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и
основные черты
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика
правоохранительных органов…………
2.2. Система исполнения
правоохранительных органов…………
3. Основные принципы
деятельности
3.1. Правовая
основа деятельности
3.2. Основные
принципы деятельности
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение……………………………………………………
Введение:
Процесс формирования в России правового государства, провозглашающего человека, его права и свободы высшей ценностью в обществе, предполагает создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства и строжайшего обеспечения его исполнения.
Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство.[1] Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства.[1] Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.
Актуальность темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
Цель курсовой работы: Показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Исследовать структуру и функции правоохранительных органов.
Определить характеристику правоохранительных органов и их систему.
Выявить принцип деятельности правоохранительных органов.
1. Понятие,
основные черты и функции
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов
В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.[1]
Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято именовать правоохранительной функцией.
Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.
Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие.[2] В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия “Правоохранительные органы”. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:
- они уполномочены законом и осуществляют свою деятельность в соответствии с ними;
- деятельность их процессуально
регламентирована и
- лица, стоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку;
- в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;
- обязательность решений
этих органов для исполнения
должностными лицами и
К государственным
- суд;
- прокуратура;
- органы юстиции;
- органы внутренних дел;
- органы предварительного расследования;
- таможенные органы;
- служба по
контролю за наркотическими
- органы обеспечения безопасности.
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.
Функции правоохранительных органов
Организацию, структуру
и компетенцию
- конституционный контроль;
- осуществление правосудия;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- исполнение судебных решений;
- оперативно-розыскная деятельность;
- оказание юридической помощи;
- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.[4]
В совокупности
эти функции характеризуют
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.
Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.
Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке. [2]
От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.
Данный вопрос
возникает в связи с тем, что
в последние годы много говорится
о деполизации
- принятия новых
федеральных законов, других за
- совершенствования
системы деятельности
- установление
принципиальных, исходных положений
устройства, организации и деятельности
правоохранительных органов,
- определение
новых юридических и научно-
- возложение
обязанности оказывать
- развитие финансовой
и материально-технической
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.
Правоохранительные органы: общая характеристика и система
2.1. Характеристика правоохранительных органов
Для выполнения направлений правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного следствия, МВД и его органы (включая милицию), служба госнаркоконтроля Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.[2]
Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в современном государстве