Место и роль правоохранительных органов в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: я выбрала эту тему, потому что правоохранительные органы являются одним из основных элементов государства, именно от них деятельности зависит порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Цель курсовой работы: Показать правоохранительную деятельность государства как гарантию принципов законности, справедливости и гуманизма.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Исследовать структуру и функции правоохранительных органов. Определить характеристику правоохранительных органов и их систему.
Выявить принцип деятельности правоохранительных органов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов……………....5
1.1. Понятие и основные черты правоохранительных органов………………………..5
1.2. Функции правоохранительных органов………………………………….
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система…………..10
2.1. Характеристика правоохранительных органов…………………………
2.2. Система исполнения правоохранительных органов……………………
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации………………………………………………………………….17
3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов………
3.2. Основные принципы деятельности правоохранительных органов…..
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список используемых источников………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Место и роль правоохранительных органов в современном государстве.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Конституционный суд РФ как судебный орган конституционного контроля обеспечивает систему правоохранительных органов нормативной основой деятельности соответствующей Конституции РФ. Это достигается путем рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов, а также законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

 

Система исполнения правоохранительных органов

К системе исполнения правоохранительных органов относятся:

Суды общей юрисдикции - это созданные в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением РФ государственные органы судебной власти, которые рассматривают и разрешают гражданские и уголовные дела. Суды общей юрисдикции занимают особое положение в системе правоохранительных органов. Так, в ходе предварительного расследования суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью действий решений органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, ограничивающих права граждан на свободу и личную неприкосновенность, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Рассматривая и разрешая уголовные дела, эти органы судебной власти осуществляют проверку законности и обоснованности предшествующей правоохранительной деятельности органов предварительного расследования.[Приложение А][6]

Военные суды - органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Основным отличием военных судов является то, что они, во-первых, созданы безотносительно к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими военных сборов.

Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ) осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции.

Прокуратура - это  государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д.[7]

Органы предварительного следствия (следователи прокуратуры, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности) осуществляют расследование уголовных дел, отнесенных к их компетенции. В своей деятельности органы предварительного следствия взаимодействуют с органами милиции. Расследуя уголовные дела, органы предварительного следствия обеспечивают надлежащие условия для деятельности судов общей юрисдикции и военных судов по отправлению правосудия. Компетенция следователей указанных ведомств определяется уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел и федеральных служб безопасности.

Следователи-уполномоченные государством должностные лица, которые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Милиции как  система государственных органов исполнительной власти осуществляет деятельность, направленную на обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т.д.

Федеральная служба по контролю за наркотиками РФ осуществляет контроль за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, а также оказывает противодействие  их незаконному обороту.

Органы юстиции Российской Федерации Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. На министерство юстиции возложены следующие задачи:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение  прав и законных интересов  личности и государства;

3) обеспечение  правовой защиты интеллектуальной  собственности;

4) обеспечение  установленного порядка деятельности  судов;

5) обеспечение  исполнение актов судебных и других органов;

6) обеспечение  исполнения уголовных наказаний.

Выполнение  этих задач требует проведения значительного  объема работы, исправления и методы которой конкретизируются в Положении о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

Таможенные  органы. В системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды, на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др. Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,

Органы по правовому  обеспечению и правовой помощи, это  нотариат и адвокатура.

Нотариат представляет собой систему государственных  органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные  действия от имени государства совершают  нотариусы, работающие в государственных  нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные  лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.

Определяющим  правовую природу признаком нотариата  следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и наконец методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.

Адвокатура - это  добровольное профессиональное объединение  квалификационных юристов, созданное  для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.[8]

В соответствии со ст.48 Конституции РФ каждый имеет  гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. На предприятиях, учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам. В формулировку задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее Положение об адвокатуре явно устарело.

Задача каждого  адвоката и адвокатуры в целом  не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.

В основе организации  деятельности адвокатуры лежат следующие  правовые принципы:

1) гуманизма,  защита прав и свобод человека;

2) законность;

3) добровольность вступления в адвокатуру и членство в ней;

4) самоуправление;

5) независимость адвокатуры  и недопустимость государственного  и иного вмешательства в ее  дела;

6) открытость и гласность,  общественный контроль за деятельностью  адвокатуры;

7) тайна сведений;

8) децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии.

Негосударственные организации обеспечения правоохраны - это частные детективные и охранные службы. Закон Российской Федерации от 11 марта 1997 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившее название “Частная детективная и охранная деятельность”. Ее сущность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Безусловно  законность и правопорядок обеспечивается правоохранительной деятельностью как вышеперечисленных, так и ряда иных государственных органов и общественных формирований. Такой выбор предмета рассмотрения объясняется тем, что деятельность этих государственных органов и добровольных объединений обеспечивает выполнение российским государством правоохранительной функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные  принципы деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации

3.1. Правовая основа деятельности правоохранительных органов

В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит  Конституции РФ. В Конституции  РФ содержится ряд положений, имеющих  принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохрани- тельных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его  права и свободы высшей ценностью  и определила обязанностью государства  защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление  правосудия только судом, независимость  судей, участие граждан в осуществлении  правосудия и др.). Большинство из них ПОЛУЧИЛИ свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

- обвиняемый  не обязан доказывать свою  невиновность;

- неустранимые  сомнения в виновности лица  толкуются в пользу обвиняемого;

- при осуществлении  правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Эти положения  сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно- процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции  РФ посвящена судебной власти. В  ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Информация о работе Место и роль правоохранительных органов в современном государстве