Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного знания и юриспруденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в системе общественных наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития. В свою очередь, на стыке различных наук плодотворными оказываются исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Содержание работы

Введение..............3
Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук......4-7
Теории государства и права в системе юридических наук.........7-9
Теории государства и права как учебная дисциплина.........10-12
Заключение.............13-14
Список использованной литературы............15

Файлы: 1 файл

Курсовая Дегтярёва Александра2.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

Система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение обучаемыми знаний о гос-ве и пр-е, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

Следует различать ТгиП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТгиП – учебная дисциплина полностью базируется на ТгиП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и опробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ГтиП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же ТгиП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Как учебная дисциплина ТгиП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы ТгиП. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

Изучение ТгиП начинается с уяснения соотношения общества и гос-ва, закономерностей происхождения тех признаков гос-ва, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории гос-ва: признаки, сущность гос-ва, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции гос-ва.

Уяснив общие вопросы теории гос-ва, студенты переходят к изучению общей теории пр-а. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица – норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов гос-ва; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов гос-ва. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс ТгиП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие ТгиП с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. науками. Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:

1). Историко-теоретические науки (ТгиП, ИгиП, история политических и правовых учений);

2). Отраслевые науки (конституционное  пр-о и тд.);

3). Прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина  и др.); особое место занимает  наука международного права .

Следует различать ТгиП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТгиП – учебная дисциплина полностью базируется на ТгиП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и опробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука.

Как учебная дисциплина ТгиП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы ТгиП. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корельский В.М, Перевалов  В.Д.. Теория государства и права. М.1998г.

2. Лазарев В.В., Липень  С.В. Теория государства и права. М. 2000г.

3. Матузова Н. И., Малько А.В.. Теория государства и права. М. 1997г

4. Обсуждение макета учебника  «Теория государства и права», «Советское государство и право» 1954 г. № 6 1

5. Общая теория государства  и права. Под ред. Коваленко А.И. – К, 1996г.

6. Алексеев С.С. Восхождение  к праву. Поиски и решения. 2-е  изд., перераб.и доп. 2002.

7. Комаров С.А., Малько  А.В. Теория государства и права. 2004. – (Серия учебно-методических  комплексов).

8. Морозова Л.А. Теория  государства и права. Повторительный  курс в вопросах и ответах. 2003.

9. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. 2004.

10. Нерсесянц В.С. теория государства и права. 2001. – (Краткие учебные курсы юридических наук).

 

 


Информация о работе Место и роль теории государства и права в системе гуманитарного знания и юриспруденции