Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение модельных законов и их влияние на другие законодательные акты.
Поставленную цель можно раскрыть, решив следующие задачи:
1. Определить место Модельных законодательных актов в системе источников права.
2. Узнать и раскрыть понятие Модельных законов. Определить его признаки и роль для других законодательных актов.
3. Проследить процесс создания Модельных законов и узнать какие органы занимаются созданием законодательных актов.
4. Определить значение Модельных законов для США.
5. Определить роль и значение Модельных законов для России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА………5
§ 1. Система источников права…………………………..............................5
§ 2. Модельные законы:понятие, особенности, соотношение с законом..8
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………….15
§ 1. Модельные законы в США…………………………………………..15
§ 2. Проблемы и перспективы развития модельных законов в России..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………28
Возможны такие виды модельных законов как общие принципы- условно выделяемый в теории права вид федеральных законов, в которых предметом регулирования являются преимущественно принципы построения тех или иных государственных и общественных институтов, принципы деятельности в разных сферах9. Основной формой изложения нормативного материала в таких законах являются нормы- принципы и нормы-дефиниции, призванные установить и ввести нормативно- существенные характеристики институтов, явлений, действий. Примером Общих принципов может служить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который заложил юридическую базу как для принятия более специализированных Федеральных законов, так и законов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности местного самоуправления. В нем дается нормативная характеристика основных понятий и терминов, природы местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, компетенции Федерации и ее субъектов в данной сфере, предметов введения местного самоуправления и его правовой основы, государственной поддержки и условий "самообъединения". Все это своего рода Общие принципы, но подлежащие конкретизации и применению, оформленные не всегда в юридически точной форме.
Так же выделяют такой вид модельных законов как согласованные принципы- это вид законов, которые создаются на основе соглашения о нормах-принципах. Примером согласованных принципов является Соглашение о "согласованных принципах валютной политики" от 9 декабря 2010 г10.
Следующим видом является примерный закон(кодекс).Примером такого модельного закона служит Закон Приморского края от 07.09.2011 "Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Приморского края"11.
Также выделяют среди видов модельного закона основные положения- документ, определяющий общие правила организации и выполнения работ по конкретному направлению сферы деятельности12. Примером будут "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"13
Модельные законы являются либо полнотекстовыми как готовый образец для соответствующего национального закона, либо примерными вариантами национального закона, либо концентрированным выражением принципов законодательного регулирования.
Учеными-юристами определены направления деятельности государственных и межгосударственных структур, совершенствование которых позволит обеспечить эффективность внедрения модельных актов:
а)материально-техническое обеспечение, включающее в себя материальные средства на реализацию модельных проектов, ведение единой правовой базы, доступной для законодательных, исполнительных и судебных органов власти, сведения об изменениях в национальном законодательстве, а также научные исследования в данной области.
б)организационная составляющая, представляющая собой многообразную организационно- исполнительную и распорядительную деятельность специализированных или государственных структур по разработке и внедрению модельных актов, включающая в себя разработку механизма имплементации модельных норм, разработку общих требований, предъявляемых к модельным актам, специальное обучение кадров.
в)идеологическое обеспечение и контроль за реализацией модельных законов14.
Также, выделяют факторы, формирующие потребность в использовании модельного законодательства. К ним относится необходимость унификации и гармонизации (приведение установленными путями гармонизации данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы)права, консолидация на разных уровнях, глобализация современного мира, увеличение количества и роли неправительственных и межправительственных организаций на мировой арене1516.
Особенности юридической техники модельного законотворчества заключается в использовании совокупности общепризнанных приемов, применяемых при разработке содержания и структуры модельных законодательных актов, что предполагает соблюдение основных требований. К данным требованиям относится то, что один и тот же термин модельного законодательного акта употребляется однозначно, так же он должен быть общепризнанным, должен сохранять свой особый смысл в каждом случае употребления и должен быть максимально понятным для восприятия и иных стандартных требований законодательной техники17.
Однако не всегда модельное законодательство достигает своих целей, поскольку модельные законодательные акты носят рекомендательный характер.
Французский правовед Давид Р. полагал, что модельное право имеет лишь теоретическую ценность, так как модельное законодательство не может обеспечить искомого единообразия правового регулирования18.
Венгерский юрист И. Сас в результате проведенного в 1922г. анализа практики применения модельного акта в сфере международного коммерческого арбитража пришел к выводу, что в случае выбора между необходимостью обновления модельного законопроекта и его сохранением в утвержденном виде предпочтение следует отдать последнему в интересах сохранения единообразия правового регулирования. По мнению юриста, уже достигнутый уровень гармонизации законодательства гораздо важнее его планируемого улучшения19.
Нет и единой формы модельного закона. Это может быть как стандартный закон с соблюдением всех требований юридической техники, так и отдельные рекомендации, конкретные решения, либо же концепция, закрепляющая лишь базовые положения, дефиниции, не конкретизирующая и не раскрывающая их20.
Таким образом, можно выделить признаки Модельных актов. Во-первых они имеют рекомендательный характер; Во-вторых, выполняют нормативно- консолидирующую роль в законодательстве; В-третьих, дают возможность законодательным органам самостоятельно определять степень имплементации модельных законов в законотворческой деятельности; В-четвертых, разрабатываются для более строгого увязывания с соответствующим законом; И наконец, служат правовым стандартом.
Модельные законодательные акты играют важную роль в законодательстве, они способствуют к привидению законов субъектов государства или отдельных государств, состоящих в каком-либо объединении, к единообразному виду.
Рассмотрим для сравнения модельное законодательство в США и России.
Глава II. Модельное законодательство в современных странах
§ 1. Модельные законы в США.
Модельные законы нередко рассматриваются в качестве своеобразных нормативно-ориентирующих стандартов для законодательных органов различных стран, в качестве неких "примерных" законов, для установления максимального единообразия в тех отраслях законодательства, где это необходимо. Такого рода модельные законодательные акты большое распространение получило и в Соединенных Штатах Америки21.
Их подготовка осуществляется Общенациональной комиссией представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. С конца 19 века здесь действует Национальная конференция уполномоченных по унификации законодательства штатов, под эгидой и при содействии которой был разработан ряд проектов подобных актов.
В Соединенных Штатах Америки вопросы унификации и гармонизации права обусловлены объективными политическими и экономическими причинами22. В США был впервые поднят вопрос о сближении законодательства на добровольной основе посредством единообразных законов и кодексов, которые применяются и по сей день. Поэтому модельные законодательные акты достигли наивысшего развития в правовой системе.
На протяжении всего XIX века во многих штатах предпринимались попытки подготовить кодексы законов по отдельным отраслям права, которые далеко не сразу и не во всех случаях приводили к официальному изданию соответствующих актов, хотя в результате в США законодательство приобрело в значительно большей мере кодифицированный, а не просто консолидированный.
Центральное место в сфере модельного законодательства занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все предыдущие законы, регулирующие экономические и торговые отношения23.
Необходимость создания данного документа была обусловлена потребностями хозяйственного оборота, интересами не только крупнейших, но и средних корпораций, банковских и финансовых учреждений, оперирующих зачастую в различных регионах страны.
Целью ЕТК согласно статьям 1-102 являлось упрощение, уточнение и модернизация права; обеспечение постепенного развития торговой практики на основе обычаев, обыкновений и соглашения сторон; унификация права штатов.
Что касалось идеи унификации, то имелось в виду принятие Единого Торгового кодекса всеми штатами. В это связи необходимо отметить, что 1988 год на территории всех штатов США, за исключением Луизианы, а также в Округе Колумбия и на Виргинских островах действовал один из трех официальных текстов ЕТК. Официальный текст 1962 года имел силу на территории трех штатов, 1972 года- на территории 14 штатов, 1978 года- в 32 штатах. Кодекс был создан Национальной конференцией, уполномоченной разрабатывать модельные(единообразные) законы штатов. Это была первая попытка Конференции в области торгового права24.
К концу 30-х годов вышеуказанные модельные законы уже устарели.
В 1940 году Вильям А.Шнейдер задумал создать всеобъемлющий торговый кодекс, который заменил бы старые единообразные акты и соответствовал бы современным требованиям. Это свидетельствует о прогрессивном характере данного документа.
Однако Единообразный торговый кодекс на самом деле не является единообразным. До 1967 года при введении Кодекса в действие в разных штатах в текст документа было внесена 775 различных поправок. Почвой для такого разнообразия служит и множество диспозитивных норм в официальных текстах кодекса.
Еще одним источником разнородства являются так называемые статьи «с открытыми концами»(open ended). Например, составители использовали фразы «коммерческая целесообразность» и «добросовестность», поэтому никого и не удивляет, что в судах они будут толковаться по-разному. Наконец, когда какой-либо единообразный закон долгое время находится в действии, различные судебные толкования даже детально расписанных норм становится еще одним источником разночтения. На сегодняшний день предметом толкования было множество положений Кодекса в различных штатах, и толкования многих положений в судах порой противоречат друг другу.
На заре своего существования Единообразный торговый кодекс, как и другие единообразные законы, представляли собой самое передовое достижение за всю историю статутного законодательства. Для этого существуют четыре предпосылки. Первая предпосылка- это возможность уложить все право во всеобъемлющий кодекс, чтобы закон всегда оставался в его рамках. Следующая, лаконичный текст уменьшает двусмысленность. Третья, он служит предметом унификации права в большинстве штатов. А так же, то что право уложенное в единообразный кодекс, будет легко приспосабливаться к изменениям.
Модельное законодательство не оправдало себя как средство гармонизации законодательства в США в той мере, в какой это ожидал законодатель. Гармонизация осложняется тем, что Штаты вправе отвергнуть часть унифицированного акта, в разных штатах действуют различные редакции, порой противоречащие друг другу.
По всему выше сказанному можно сделать следующие выводы:
Для того, чтобы Модельный закон стал законом для штата, он должен быть официально им утвержден25. Среди подобных законом первым и наиболее известным является Торговый кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был выработан в 1952 году, а затем несколько раз пересмотрен. Ныне кодекс принят практически во всех штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному процессу, закон о предпринимательских корпорациях.
Как и для всех законодательных актов, для Модельных законов существует законодательный процесс26.
Информация о работе Модельное законодательство в современных странах