Модельное законодательство в современных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение модельных законов и их влияние на другие законодательные акты.
Поставленную цель можно раскрыть, решив следующие задачи:
1. Определить место Модельных законодательных актов в системе источников права.
2. Узнать и раскрыть понятие Модельных законов. Определить его признаки и роль для других законодательных актов.
3. Проследить процесс создания Модельных законов и узнать какие органы занимаются созданием законодательных актов.
4. Определить значение Модельных законов для США.
5. Определить роль и значение Модельных законов для России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА………5
§ 1. Система источников права…………………………..............................5
§ 2. Модельные законы:понятие, особенности, соотношение с законом..8
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………….15
§ 1. Модельные законы в США…………………………………………..15
§ 2. Проблемы и перспективы развития модельных законов в России..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсова работа Галкина проверено.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

В первую очередь, Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов, либо Национальная конференция уполномоченных по унификации законодательства штатов разрабатывают данные законодательные акты.

Затем, законопроект Модельного закона передается парламенту США.

Прохождение законопроекта в каждой палате(Палата Представителей и Сенат) начинается с его внесения.

Рассмотрение законопроекта в каждой палате проходит стадии.

Первое чтение заключается в формальном внесении законопроекта в палату. При этом он регистрируется руководителем аппарата- секретарем Сената или клерком Палаты представителей, после чего Спикером передается в соответствующий комитет.

В комитете подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате.

Второе чтение начинается с заслушивания палатой доклада, с которым выступает председатель комитета. На этой стадии происходит обсуждение законопроекта и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрения закона. Если удается достичь "единодушного согласия", то обсуждение может быть очень кратким.

Третье чтение состоит в оглашении окончательно подготовленного текста закона, после чего он ставится на голосование. Существует несколько способов голосования.

После одобрения палатой он передается в другую палату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Законопроект Модельного закона, одобренный двумя палатами, направляется на подпись Президенту США.

Президент вправе подписать законопроект, но вправе применить вето.

Если же Президент одобрил Модельный закон, то он направляется в Легислатуры штатов. В свою очередь штаты рассматривают данные законы, и если они принимают их к использованию, то Модельный законодательный акт будет являться законом в данном штате.

Исходя из значений ЕТК и других модельных законов для США можно сделать вывод, что Модельное законодательство имеет большое значение для развития общественных отношений в стране, они унифицируют и гармонизируют право, консолидируют на разных уровнях.

 

 

§ 2.Проблемы и перспективы развития модельных законов в России

Модельные законы, ровно как и другие формы и способы унификации права, имеют огромное значение для Российской федерации и для всех стран- членов Содружества Независимых Государств(СНГ).

В РФ появление модельных законов связано с учреждением в 1992 году Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ), когда возникла необходимость сохранить общие правовые связи государств участников содружества27.

МПА СНГ выступила центром модельного нормотворчества в рамках СНГ. В документах МПА СНГ применяется термин «типовой(модельный) законодательный акт», под которым понимается модельный закон, а так же термин «рекомендательный законодательный акт», под которым понимается примерный законодательный акт, служащий ориентацией для согласованной законодательной деятельности государств- участников СНГ.

За время существования МПА СНГ принято свыше 400 модельных законов различных видов, в том числе ряд кодексов. Нормотворческая деятельность регламентирована учредительными документами и внутренними нормами организации.

Регламентом МПА СНГ предусмотрено, что проект модельного закона вносится парламентской делегацией государства- участника. После принятия МПА СНГ модельного закона он направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации с рекомендацией рассмотреть его. Совет Федерации рассматривает на своих заседаниях предложения комитетов по законодательным актам , принятым Парламентом Союзного государства Парламентским собранием Союза Белоруссии и России, МПА ЕврАзЭС, модельным законодательным актам, принятым МПА СНГ. По результатам рассмотрения этих предложений Совет Федерации может поручить соответствующему комитету СФ подготовить законопроект в порядке реализации СФ права законодательной инициативы.

Поскольку основная роль по созданию модельных законов отводится МПА СНГ как органу межпарламентскому сотрудничеству , то именно она ответственна за качество принимаемых модельных законов, которые впоследствии могут лечь в основу национальных законов государств- участников СНГ.

Главная задача принятия модельных законов- сделать так, чтобы национальные законы различных стран СНГ, разработанные и принятые на базе модельных законов, не слишком расходились между собой. Но это не означает что они должны полностью совпадать, потому что каждый национальный правовой акт должен в первую очередь учитывать национальные интересы, но они могут и учитывать и общую для СНГ задачу- обеспечение единого правового пространства, которое позволит повысить статус СНГ в целом и каждого из участников в отдельности.

Одним из примеров типичного рекомендательного законодательного акта может служить акт « Об основных принципах сотрудничества государств- участников СНГ в сфере науки и научно- технической деятельности», принятый в 1995 году28. Он введен в действие с учетом опыта международного сотрудничества в данной сфере и в соответствии с интересами  и существующими законодательными актами всех участвующих в научно-техническом деятельности.

По структуре и содержанию данный акт состоит из четырех разделов(общие положения; цели, принципы и направления сотрудничества; формы и методы сотрудничества; правовые основы и механизм сотрудничества) и 14 статей.

Федеральным Собранием РФ были учтены различные положения модельного законодательства МПА СНГ при разработке части второй Налогового кодекса РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и другие.

В отношении Российской Федерации модельные законы не только были уместны, но и крайне необходимы прежде всего в областях совместного ведения, определяемых Конституцией РФ(ст.72)

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции, находятся такие вопросы, как:

  • обеспечение соответствия Конституций и законов республик, уставов, законов и других нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и иными природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • административное, административно- процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоупаравления;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

С помощью внутрифедеральных модельных законов консолидируются законодательные действия субъектов Российской Федерации и повышается эффективность региональных законов. Модельные законы для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке. К примеру можно привести следующие Модельные законы:

- Модельный закон субъекта Российской  Федерации «О прядке решения  в переходный период вопросов местного значения вновь образованных поселений»

- Модельный закон субъекта Российской  Федерации «Об особенности реализации  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ» в переходный период»

- Доктринальный проект Модельного  закона Субъекта Российской Федерации  «О службе  примирения»

Федеральные модельные законы играют важную роль в законодательстве России. Их цель, привести законодательство субъектов РФ к единому виду, для того, чтобы на территории одной страны регулирование общественных отношений происходила одинаково.

В настоящее время в России все большее значение в правотворческой деятельности уделяется Модельным законам. С каждым годом количество Модельных законодательных актов увеличивается в законодательствах субъектов РФ и в муниципальных образованиях. Сейчас существую такие модельные законы, как Модельный НПА муниципального района «О порядке предоставления бюджетных кредитов поселениям при возникновении временных кассовых разрывов в ходе исполнения их бюджетов»и другие. Если же говорить о модельных законах для субъектов Российской Федерации, то здесь не наблюдается большого количества готовых модельных законодательных актов, а существуют, лишь проекты модельных законов. Такими, например, являются Проект модельного закона «Об инновационной деятельности в РФ», Проект модельного закона «Об образовании»и другие.

Если же сравнить роль модельного законодательства в США и России, то можно увидеть, что для США модельные законы играют большую роль, чем для РФ. Это обусловлено,  прежде всего тем, что типовые законы появились в России относительно недавно, а в США модельные законы действовали начиная с 19 века. В США законодательные органы штатов при принятии законов стараются опираться на типовые законы страны и тем самым, в штатах США общественные отношения регулируются практически единообразно, тогда как в России субъектами государства не часто принимаются во внимание модельные законодательные акты Парламента, которых существует не так много. Если бы в России существовали модельные законодательные акты, а не лишь их проекты, то в стране был бы упрощен порядок создания законов субъектами РФ и данные законы были бы единообразны и не противоречили бы основным законам государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате данной работы  можно сделать следующие выводы:

  1. Модельный закон- это акт рекомендательного характера, выполняющий нормативно-консолидирующую роль в законодательстве и дающий нормативную ориентацию для последующего законодательства;
  2. Также, тождественными признаются понятия: модельный, типовой, единообразный, подобный акты;
  3. Модельный закон- это некий эталон, к которому должен стремиться законодатель, с другой стороны- это подобный акт, являющийся компромиссным решением для всех участников правового регулирования;
  4. Модельные законы действуют и развиваются во многих современных странах, но изначально он появился в США. В Соединенных Штатов Америки Модельные законы играют огромную роль для законодательства штатов. Штаты опираются на Модельные законодательные акты в создании своих законов, регулирующих общественные отношения внутри штата.
  5. В России Модельные законы появились относительно недавно. Главную роль в создании типовых законов в России играет Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств. Данные законы регулируют отношения между странами- участниками СНГ, а также отношения внутри страны.
  6. В России  модельные законы еще не развиты так же как, например, в США. В РФ в настоящее время существует не так много модельных законов для субъектов страны, есть лишь проекты данных законов, которые еще не охватывают все сферы общественных отношений, а только регулируют некоторые из них, например, экологию, науку, культуру. Но в России модельное законодательство развивается в субъектах и в муниципальных образованиях. В них данными законодательными актами регулируются различные сферы, например, экономика, образование и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Нормативно-правовые акты и официальные документы
  1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ//Собрание законодательства РФ, 14.04.2014,N 15,ст.1691.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994,N 32,ст.3301;Российская газета,N 238-239, 08. 12.1994.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003,N 40,ст.3822;Парламентская газета,N 186,08.10.2003;Российская газета,N 202,08.10.2003.
  3. Закон Приморского края от 07.09.2011 N 808-КЗ "Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Приморского края" (принят Законодательным Собранием Приморского края 31.08.2011)//«Приморская газета», спецвыпуск, N 38(918), 16.10.2011.
  4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090(ред.от 17.05.2014) «О правилах дорожного движения»(вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993,N 47,ст.4531; «Российские вести», N 227, 23.11.1993.
  5. Приказ Ростехнадзора от 23.10.2006 N 928 "Об утверждении и введении в действие инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ... РД-22-05-2006")
  6. «Соглашение о согласованных принципах валютной политики»(Заключено  в г.Москве 09.12.2010)// Собрание законодательства РФ 30.01.2012,N 5,ст.544, Бюллетень международных договоров,N 6,июнь 2013.

Информация о работе Модельное законодательство в современных странах