Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение модельных законов и их влияние на другие законодательные акты.
Поставленную цель можно раскрыть, решив следующие задачи:
1. Определить место Модельных законодательных актов в системе источников права.
2. Узнать и раскрыть понятие Модельных законов. Определить его признаки и роль для других законодательных актов.
3. Проследить процесс создания Модельных законов и узнать какие органы занимаются созданием законодательных актов.
4. Определить значение Модельных законов для США.
5. Определить роль и значение Модельных законов для России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА………5
§ 1. Система источников права…………………………..............................5
§ 2. Модельные законы:понятие, особенности, соотношение с законом..8
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫХ СТРАНАХ………………………………………………………………….15
§ 1. Модельные законы в США…………………………………………..15
§ 2. Проблемы и перспективы развития модельных законов в России..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………28
В первую очередь, Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов, либо Национальная конференция уполномоченных по унификации законодательства штатов разрабатывают данные законодательные акты.
Затем, законопроект Модельного закона передается парламенту США.
Прохождение законопроекта в каждой палате(Палата Представителей и Сенат) начинается с его внесения.
Рассмотрение законопроекта в каждой палате проходит стадии.
Первое чтение заключается в формальном внесении законопроекта в палату. При этом он регистрируется руководителем аппарата- секретарем Сената или клерком Палаты представителей, после чего Спикером передается в соответствующий комитет.
В комитете подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате.
Второе чтение начинается с заслушивания палатой доклада, с которым выступает председатель комитета. На этой стадии происходит обсуждение законопроекта и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрения закона. Если удается достичь "единодушного согласия", то обсуждение может быть очень кратким.
Третье чтение состоит в оглашении окончательно подготовленного текста закона, после чего он ставится на голосование. Существует несколько способов голосования.
После одобрения палатой он передается в другую палату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Законопроект Модельного закона, одобренный двумя палатами, направляется на подпись Президенту США.
Президент вправе подписать законопроект, но вправе применить вето.
Если же Президент одобрил Модельный закон, то он направляется в Легислатуры штатов. В свою очередь штаты рассматривают данные законы, и если они принимают их к использованию, то Модельный законодательный акт будет являться законом в данном штате.
Исходя из значений ЕТК и других модельных законов для США можно сделать вывод, что Модельное законодательство имеет большое значение для развития общественных отношений в стране, они унифицируют и гармонизируют право, консолидируют на разных уровнях.
§ 2.Проблемы и перспективы развития модельных законов в России
Модельные законы, ровно как и другие формы и способы унификации права, имеют огромное значение для Российской федерации и для всех стран- членов Содружества Независимых Государств(СНГ).
В РФ появление модельных законов связано с учреждением в 1992 году Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ), когда возникла необходимость сохранить общие правовые связи государств участников содружества27.
МПА СНГ выступила центром модельного нормотворчества в рамках СНГ. В документах МПА СНГ применяется термин «типовой(модельный) законодательный акт», под которым понимается модельный закон, а так же термин «рекомендательный законодательный акт», под которым понимается примерный законодательный акт, служащий ориентацией для согласованной законодательной деятельности государств- участников СНГ.
За время существования МПА СНГ принято свыше 400 модельных законов различных видов, в том числе ряд кодексов. Нормотворческая деятельность регламентирована учредительными документами и внутренними нормами организации.
Регламентом МПА СНГ предусмотрено, что проект модельного закона вносится парламентской делегацией государства- участника. После принятия МПА СНГ модельного закона он направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации с рекомендацией рассмотреть его. Совет Федерации рассматривает на своих заседаниях предложения комитетов по законодательным актам , принятым Парламентом Союзного государства Парламентским собранием Союза Белоруссии и России, МПА ЕврАзЭС, модельным законодательным актам, принятым МПА СНГ. По результатам рассмотрения этих предложений Совет Федерации может поручить соответствующему комитету СФ подготовить законопроект в порядке реализации СФ права законодательной инициативы.
Поскольку основная роль по созданию модельных законов отводится МПА СНГ как органу межпарламентскому сотрудничеству , то именно она ответственна за качество принимаемых модельных законов, которые впоследствии могут лечь в основу национальных законов государств- участников СНГ.
Главная задача принятия модельных законов- сделать так, чтобы национальные законы различных стран СНГ, разработанные и принятые на базе модельных законов, не слишком расходились между собой. Но это не означает что они должны полностью совпадать, потому что каждый национальный правовой акт должен в первую очередь учитывать национальные интересы, но они могут и учитывать и общую для СНГ задачу- обеспечение единого правового пространства, которое позволит повысить статус СНГ в целом и каждого из участников в отдельности.
Одним из примеров типичного рекомендательного законодательного акта может служить акт « Об основных принципах сотрудничества государств- участников СНГ в сфере науки и научно- технической деятельности», принятый в 1995 году28. Он введен в действие с учетом опыта международного сотрудничества в данной сфере и в соответствии с интересами и существующими законодательными актами всех участвующих в научно-техническом деятельности.
По структуре и содержанию данный акт состоит из четырех разделов(общие положения; цели, принципы и направления сотрудничества; формы и методы сотрудничества; правовые основы и механизм сотрудничества) и 14 статей.
Федеральным Собранием РФ были учтены различные положения модельного законодательства МПА СНГ при разработке части второй Налогового кодекса РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и другие.
В отношении Российской Федерации модельные законы не только были уместны, но и крайне необходимы прежде всего в областях совместного ведения, определяемых Конституцией РФ(ст.72)
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции, находятся такие вопросы, как:
С помощью внутрифедеральных модельных законов консолидируются законодательные действия субъектов Российской Федерации и повышается эффективность региональных законов. Модельные законы для субъектов РФ представляют собой образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для них в инициативном порядке. К примеру можно привести следующие Модельные законы:
- Модельный закон субъекта
- Модельный закон субъекта
- Доктринальный проект
Федеральные модельные законы играют важную роль в законодательстве России. Их цель, привести законодательство субъектов РФ к единому виду, для того, чтобы на территории одной страны регулирование общественных отношений происходила одинаково.
В настоящее время в России все большее значение в правотворческой деятельности уделяется Модельным законам. С каждым годом количество Модельных законодательных актов увеличивается в законодательствах субъектов РФ и в муниципальных образованиях. Сейчас существую такие модельные законы, как Модельный НПА муниципального района «О порядке предоставления бюджетных кредитов поселениям при возникновении временных кассовых разрывов в ходе исполнения их бюджетов»и другие. Если же говорить о модельных законах для субъектов Российской Федерации, то здесь не наблюдается большого количества готовых модельных законодательных актов, а существуют, лишь проекты модельных законов. Такими, например, являются Проект модельного закона «Об инновационной деятельности в РФ», Проект модельного закона «Об образовании»и другие.
Если же сравнить роль модельного законодательства в США и России, то можно увидеть, что для США модельные законы играют большую роль, чем для РФ. Это обусловлено, прежде всего тем, что типовые законы появились в России относительно недавно, а в США модельные законы действовали начиная с 19 века. В США законодательные органы штатов при принятии законов стараются опираться на типовые законы страны и тем самым, в штатах США общественные отношения регулируются практически единообразно, тогда как в России субъектами государства не часто принимаются во внимание модельные законодательные акты Парламента, которых существует не так много. Если бы в России существовали модельные законодательные акты, а не лишь их проекты, то в стране был бы упрощен порядок создания законов субъектами РФ и данные законы были бы единообразны и не противоречили бы основным законам государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате данной работы можно сделать следующие выводы:
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Модельное законодательство в современных странах