Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:13, курсовая работа
Государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет свои корни. В условиях СССР главным организационным институтом по работе с молодежью являлся комсомол. ВЛКСМ был мощным общественным объединением, влиявшем на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавший с органами государственной власти, профсоюзами. В комсомоле сочетались и самодеятельность, и инициатива, и идеологическое принуждение, и дисциплина на основе требований к членам ВЛКСМ. Фактически ВЛКСМ являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к моло¬дежи.
- содействие социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных инициатив, программ и проектов;
-недопущение дискриминации молодых граждан;
- создание условий для
наиболее полного участия
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;
- воспитание гражданственности, уважения прав человека, любви к своей Родине.
- создание условий для
наиболее полного участия молод
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;
- воспитание гражданственности, уважения прав человека, любви к своей Родине.
2.4.Разграничение компетенции органов государственной власти области и органов местного самоуправления в вопросах молодежной политики.[9]
1. К ведению органов государственной власти области относятся:
- установление основ и приоритетов молодежной политики во Владимирской области в соответствии с государственной молодежной политикой;
- правовое регулирование
отношений в вопросах
- разработка, финансирование и реализация областных комплексных и целей;
- создание подразделения администрации области, осуществляющего молодежную политику;
- установление нормативов
финансирования молодежной
- ведение реестра молодежных
и детских общественных
- ведение реестра молодежных коммерческих организаций;
- определение условий, нормы
и порядка квотирования
2. В совместном
ведении государственной
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников молодежной сферы;
- поддержка молодежных
и детских общественных
- государственная поддержка организаций, участвующих в реализации молодежной политики, независимо от их форм собственности;
- развитие международного молодежного сотрудничества;
- организация отдыха и оздоровления молодежи, развитие внутрироссийского туризма;
- информационное обеспечение
реализации молодежной
- организация проведения научных исследований по проблемам молодежи, а также экспертизы проектов и программ по вопросам молодежной политики;
- координация деятельности
учреждений и организаций, осуществляющих
работу по реализации
- создание учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги молодежи;
- организация и проведение
аттестации работников
3. К ведению
органов местного самоуправления относятся:
- установление приоритетов
молодежной политики в муниципальных
образованиях с учетом приоритетов, установленных
органами государственной власти области;
- подготовка и принятие
нормативно - правовых актов, регулирующих
молодежную политику в
- установление нормативов
финансирования молодежной
- создание органа или
подразделения исполнительного
органа местного
- разработка и реализация
муниципальных программ
- определение условий, норм
и порядка квотирования
К ведению органов местного
самоуправления могут относиться другие
вопросы формирования и реализации молодежной
политики за исключением вопросов отнесенных
п.1 настоящей статьи, к ведению органов
государственной власти области.[11]
Согласно статье 5 общего положения о молодежной политике во Владимирской области
1. Молодые граждане области
обладают всей полнотой
2. Соблюдение прав молодых
граждан обеспечивается
- недопущения введения каких-либо
ограничений прав и свобод молодых граждан
в зависимости от возраста, а равно возложения
на них дополнительных обязанностей в
сравнении с обязанностями граждан иного
возраста иначе, как в установленном законом
порядке;
- информирования молодых граждан о молодежной политике;
- представления молодых гражданам и юридическим лицам, ведущим работу с молодежью, возможности участия в формировании и реализации молодежной политики
2.5. Эффективность молодежной политики
Молодежную политику можно и нужно рассматривать в широком плане: как единство государственной и общественной молодежных политик; как часть (направление) социальной политики государства и гражданского общества. При таком подходе общий смысл молодежной политики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы создать в обществе условия и стимулы для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества.
Взгляд на эффективность молодежной политики также должен быть широким. Эффективность социальной политики определяется как способность всех сфер (экономика, политика, культура и т. п.) общества и государства улучшать благосостояние народа, устранение из его национальной природы и характера отрицательных черт, упрочение лучших существующих, формирование и развитие новых добродетельных свойств и качеств. Смысл молодежной политики в таком случае можно видеть во всестороннем улучшении «породы» нации, взятой в демографическом, физическом, духовном, культурном, морально-нравственном и других аспектах. Эффективность молодежной политики в более узком смысле можно понимать как отношение финансовых затрат к организационным усилиям, обусловившим получение того или иного результата; как уровень соответствия результатов деятельности поставленным задачам. Здесь возникает задача определиться с показателями, позволяющим определить и измерить такое соответствие.
Единого определения социальных индикаторов, показателей и критериев молодежной политики не существует, хотя они необходимы для того, чтобы определить социальное положение молодежи в общей массе населения, выявить определяющие тенденции в ее развитии, оценить эффективность усилий, направленных на улучшение ее здоровья, материального обеспечения, образования, воспитания и другие.
Некоторые социальные программы непосредственно измеримы (например, преступность, наркомания и т. п.), и отбор показателей и количественных критериев, определяющих эффективность предпринимаемых мер, не является проблемой. В то же время существуют общественные процессы (духовное развитие и т. п.), которые не могут быть оценены количественно, результативность усилий на этом направлении практически измерить невозможно, и приходится прибегать к косвенным определениям.[5.c 84]
На федеральном уровне необходимо, прежде всего, учитывать следующие моменты.
1. Необходимость единого понятия «молодежь» в целом для России.
2. Наличие концепции молодежи (возрастные границы, социологическая характеристика, динамика структурных изменений молодежи в процессе развития с учетом конкретных временных фаз и т. д.).
3. Наличие демографической статистики и знание демографических тенденций.
4. Уровень развития системы обязательного образования
5. Благосостояние молодежи.
6. Экономическая роль молодежи в обществе.
7. Положение молодежи в органах федерального, регионального и местного управления.
8. Участие молодежи в деятельности политических партий и молодежных организацию.
9. Молодежь в науке.
10. Участие молодежи в массовом спорте
11. Движение молодежи за мир, масштабы и размах движения, характеристика категорий молодежи, вовлеченных в движение за мир, цели и политическое содержание основных акций и кампаний в движении молодежи за мир, программы и акции солидарности молодежи, формы выражения солидарности, борьба молодежи за мир и средства массовой информации.
Взгляд на молодежь как на объект воздействия со стороны государства и общества требует ясных представлений о правах молодежи, возрастном избирательном цензе для молодежи; о законах и нормативных документах в области образования, охраны труда, здравоохранения, охраны материнства, обеспечения других социальных прав молодежи; нормативных документах, регулирующих отношения между государственными органами и общественными молодежными организациями, уголовном законодательстве в области молодежи, перспективах в области законодательства в интересах молодежи.
Необходима внятная характеристика государственных органов и учреждений, занимающихся разработкой политики в области молодежи, обеспечением функционирования служб и учреждений для молодежи и с участием молодежи, наличие специальных программ и мероприятий государственных и общественных органов по обеспечению занятости молодежи, ликвидации безработицы, охраны труда, программ в области образования и профессионального обучения, специальных программ для сельской и городской молодежи, мероприятий по улучшению положения маргинальных групп, программ в области здравоохранения молодежи, условий социального страхования, страховых сумм, профессиональных болезней, мероприятий по охране здоровья молодых матерей, наличия системы детских дошкольных учреждений, санаториев и домов отдыха для молодежи, спортивно-оздоровительных мероприятий, программ по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением среди молодежи и подростков.
Эффективность молодежной политики прямо пропорциональна объемам финансирования всех видов деятельности в интересах молодежи, как на государственном, так и на общественном уровнях.[3.c 92]
Глава 3.Основные проблемы молодежной политики, молодого поколения и пути их решения.
3.1.Проблемы молодежной политики и пути их решения
Мы рассмотрели концепцию молодежной политики, и исходя из этого мы можем выявить несколько значимых проблем.
Первая проблема заключается в том, что после окончания вуза или иного учебного учреждения идет нехватка рабочих мест по специальности молодых специалистов, и эту проблему стоит решать на общегосударственном уровне.
Решение этой проблемы: после окончания ВУЗа государство должно предложить молодому специалисту несколько, или хотя бы одно рабочее место по специальности на год или несколько лет, и не обязательно вблизи его местожительства, чтобы он набирался необходимых навыков по профессии и получал рабочий стаж, без которого он может не найти места работы(такая система распределения существовала в Советском Союзе и была очень эффективна).
Вторая проблема заключается в здравоохранении молодежи.
Решение этой проблемы: необходимо хотя бы один раз в году проводить полное добровольное медицинское обследование граждан возрастом до 30 лет, а школьников и студентов обследовать на принудительной основе. Это должно помочь выявлению различных заболеваний на ранних этапах и своевременному лечению их. Для тех граждан, кто хорошо учится и работает, государство могло бы выделять путевки на оздоровительные курорты или санатории(например тем у кого проблемы с опорно-двигательной системы выделять путёвки в ортопедические санатории).
Третья проблема заключается в неэффективной социализации молодежи находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Решение этой проблемы: государство должно выделять денежные средства, и как то помочь той молодежи которая находиться на обучении в вузах, и предоставление для них бюджетных мест, и разных льгот.
Четвертая проблема заключается в обеспечении жильем молодых семей.
Решение проблемы: государство должно предоставлять молодым семьям хотя бы временное жилье, так как в нашей России купить жилье очень проблематично, и очень дорого.
3.2 Проблемы молодого поколения
Молодое поколение сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. У наших отцов и матерей было то, чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы. Им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет такого знания. Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Ему нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужно знать законы того мира, в котором он живет. Современная молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. Картина мира, которая сейчас есть у молодых людей, которая создавалась в течение десятилетия, говорит им о бессилии. Что есть люди, которые все решают: кто, куда и зачем. Такая картина мира провоцирует молодое поколение. Одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства. Другая часть, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами. И, похоже, что никто из современных политиков не думает, что у России через 10 лет будет лицо современной молодежи.