Монархия в Великобритании. Конституционно-правовой статус монарха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически сложившимися институтами. Монархия имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) следующим образом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную.

Содержание работы

Введение
1. Английская монархия
2. Престолонаследие
3. Конституционные полномочия и прерогативы монарха.
4. Политическая роль монарха
5. Взаимоотношения главы государства с другими органами государственной власти высшего уровня
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач КПЗС.docx

— 205.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

Кафедра конституционного (государственного) права зарубежных стран

 

Калашников Сергей Сергеевич

 

 

Курсовая работа по Конституционному праву зарубежных стран

студента    3   группы    2  курса

Юридического заочного института

заочной формы обучения

(программа сокращенной  подготовки)

 

Преподаватель:

доц. Рябов  Сергей Васильевич

 

Монархия в Великобритании. Конституционно-правовой статус монарха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

Содержание

 
Введение 
1. Английская монархия 
2. Престолонаследие

3. Конституционные полномочия и прерогативы монарха.

4. Политическая роль монарха

5. Взаимоотношения главы государства с другими органами государственной власти высшего уровня

Заключение 
Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Монархия как форма  правления существует уже много  веков, и многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически  сложившимися институтами. Монархия имеет  интересную схему развития, которую  можно представить (с некоторыми оговорками) следующим образом. Исторически  первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических  революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией  конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный  орган - парламент и независимые  суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного  вида монархии являются так называемые контрасигнатура и цивильный  лист.

Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и  политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства  неответственен за свои действия. Контрасигнатура  была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно  считать моментом окончательной  победы конституционной монархии в  Англии, как и в других странах.

Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха  в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом  в начале каждого царствования и  в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Говоря о монархии, важно  сказать о ее достоинствах. Одним  из главных является способность  сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства. В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми. Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых  людей на руководящие посты. В  монархической системе эта способность  гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в  талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет  всячески придерживать его. Монарх социально  выведен из конкуренции и сам  заинтересован в выдвижении талантливых  людей, так как для него поражение  страны - это угроза отречения, а  гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

Конечно же нельзя забывать и о недостатках монархии. Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением. Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами - аристократией или демократией.

 
1. Английская монархия

Монархи были на Британских островах ещё до римлян, покоривших «царей кельтов» и сделавших Британию частью их империи. В V веке римляне ушли. В Британии высадились англы, саксы, юты и образовали королевства, семь сильнейших упрощённо  назывались гептархия. Каждое королевство  имело отдельного монарха.

После набегов викингов королевство  Уэссекс стало доминировать. Альфред  Великий (занял трон в 871) объединил  под своей властью ряд соседних с Уэссексом англосаксонских  королевств, и стал называться «король  англосаксов». После его смерти Англия стала опять трещать по швам. В 1066 г. норманн Вильгельм I Завоеватель  завоевал Англию.

Внук Вильгельма I, Стефан Блуаский попытался захватить трон, но его право оспорила внучка Вильгельма I от другого сына, Матильда. В результате, Стефан согласился сделать своим наследником её сына Генриха, который, в 1154 г., и стал первым монархом династии Анжу или Плантагенетов. Генрих расширил королевство завоеванием Ирландии, и передал её своему сыну Иоанну, который правил ею как «лорд Ирландии».

В VIII-XV веках господствующей формой государственного устройства в Европе становится монархия. В большинстве  стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий. Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и  горожан – сословная монархия.

Англия - страна давних гражданских  свобод, старейшего парламента и еще  более почтенной по возрасту монархии.

В обществе, где ценятся вековые  традиции, монархия является одним  из популярных государственных институтов. К VIII веку из раздробленных удельных владений на Британских островах сложилась  единая держава с относительно централизованным управлением во главе с королем. С тех пор ритуал коронации  сохранился до сегодняшнего дня.

С конца XIII века ведет свое начало парламент как учреждение, призванное выступать от имени королевских  подданных, выражать их чаяния, не обязательно  совпадающие с мнением короны. На протяжении веков политическая обстановка в стране характеризуется отношениями  складывающимися между королем  и парламентом. В течение трех-четырех  столетий - до буржуазной революции  середины 
XVII века - Парламент то являлся орудием против всевластия монарха, то использовался последним в борьбе против стремившихся утвердить свое владычество феодалов. Для Англии характерен резкий антагонизм между королевской властью и крупными феодалами. Последние из-за честолюбивых замыслов не раз доходили до насильственного устранения неугодных монархов, сажая на трон своих ставленников. Однако и монархи пытались опираться на Парламент в борьбе против властолюбивой знати.

 

2. Престолонаследие

Наследование, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей —  старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая  к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. Она взошла на престол 6 февраля 1952 в возрасте 25 лет после кончины своего отца. Является старейшим по возрасту британским (английским) монархом в истории. В настоящее время занимает второе место в истории по продолжительности пребывания на британском троне (после королевы Виктории) и также второе место в мире по продолжительности пребывания в качестве главы государства среди ныне действующих глав государств (после короля Тайланда Пхумипона Адульядета).

Монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она — 42-й английский монарх и 6-я Королева.

Первым наследником престола считается  старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий  по возрасту за первым наследником) сын  или старшая (единственная) дочь монарха. Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его нисходящих членов королевской семьи будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына — первого наследника престола — подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу - консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях  институт монарха часто обозначают термином «Корона». 
 
 3. Конституционные полномочия и прерогативы монарха

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и  статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы  Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных  от решений Парламента. Королевскую  прерогативу можно разделить  на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются  владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный  титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства  Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива  включает также право на королевский  двор и цивильный  лист. Сейчас королева получает ежегодно от парламента по цивильному листу 7,9 миллиона фунтов стерлингов (около 13 миллионов долларов США) на содержание своего двора, включая ремонт многочисленных дворцов и замков. Традиционно размер выплат по цивильному листу пересматривается в Великобритании каждые 10 лет. Однако по истечении данного срока в 2000 году тогдашний лейбористский премьер Тони Блэр отказался увеличивать выплаты и заморозил их на существовавшем уровне. С тех пор Елизавета II продолжает получать сумму, установленную еще в 1990 году. Этих денег, по словам королевских финансовых управляющих, уже не хватает для того, чтобы поддерживать нормальную работу британской монархии. Личное же состояние Елизаветы II достигает, согласно местным оценкам, 240 миллионов фунтов стерлингов без учета королевских художественных коллекций. Однако эти деньги являются личным достоянием монарха и не используются на поддержание работы двора.

Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале 90-х гг. Елизавета II добровольно  от этого отказалась. Отказалась она  и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.

В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью Парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания  палат без специального приглашения  Королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской  прерогативы, состоит в том, что  именно Королева открывает каждую осень  очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с  подготовленной Правительством тронной  речью. В ней излагается очередная программа Правительства.

Прерогатива включает право санкционирования законов, принятых обеими палатами Парламента, а также связанное с ним  прерогативное право абсолютного  вето в отношении законов Парламента, которое, как отмечалось выше, с 1707 г. не используется. Прерогатива включает и право Королевы распускать Палату общин.

Что касается отношений Королевы с  Правительством, то сердцевина последнего — Кабинет — возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе  он собирается в особо торжественных  случаях, а вообще кворум в нем  составляют три члена. Формально  существуя как совещательный  орган при монархе, Тайный совет  созывается на заседания по решению  Королевы чаще всего в случаях  принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва Парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска Палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

Информация о работе Монархия в Великобритании. Конституционно-правовой статус монарха