Монархия в Великобритании. Конституционно-правовой статус монарха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархов, не намерены менять форму правления, дорожа своими традициями и исторически сложившимися институтами. Монархия имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) следующим образом. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную.

Содержание работы

Введение
1. Английская монархия
2. Престолонаследие
3. Конституционные полномочия и прерогативы монарха.
4. Политическая роль монарха
5. Взаимоотношения главы государства с другими органами государственной власти высшего уровня
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач КПЗС.docx

— 205.11 Кб (Скачать файл)

Королева назначает Премьер-министра, однако, как правило, она при этом не свободна, ибо вынуждена назначить  лидера партии, имеющей большинство  мест в Палате общин. В противном  случае, не имея доверия Палаты, Правительство  вообще не смогло бы работать. Иногда, однако, оказывается, что победившая на выборах партия затрудняется с  определением своего лидера, и в  этих случаях монарх принимает решение  по своему усмотрению. Таким образом  в 1957 г. Елизавета II назначила Премьер-министром  Г. Макмиллана, а в 1963 г. — А. Дугласа-Хьюма, которые именно в силу этого назначения стали лидерами партии консерваторов. После отставки А.  Идена,  вызванной Суэцким конфликтом, в Консервативной партии оказались два равноценных претендента на пост премьер-министра Макмиллан и Батлер. Королева получила возможность выбора, но предпочла обратиться за советом к старейшим государственным деятелям: У. Черчиллю и лорду Солсбери. Умудрённые опытом консерваторы дали, с их точки зрения, добрый совет своей Королеве, в соответствии с которым она назначила премьер-министром Г. Макмиллана. В последствии, выступая в 1959 г. в Вудфорде, У. Черчилль с большим удовлетворением поведал своим слушателям: «Я рекомендовал мистера Макмиллана и был восхищён, что моему совету  последовали». Более того, в 1974 г. результаты выборов в Палату общин не дали ощутимого преимущества ни одной из партий, и Королева сама приняла решение о сформировании Правительства лейбористами. Королеве принадлежит и право назначения министров. Правительство действует от имени Короны, это — Правительство Ее Величества.

В судебной сфере монарх назначает  судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.

Монарх — главнокомандующий  Вооруженными силами, хотя воинское звание самой Королевы — полковник. Она  назначает высших должностных лиц  в вооруженных силах, присваивает  звания офицерам армии, авиации и  флота, награждает знаками отличия.

Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество — это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.

Во внешнеполитической сфере Королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.

Наконец, своеобразие статуса британской Королевы заключается в том, что  она, как мы уже отметили, возглавляет  англиканскую церковь в Англии и  пресвитерианскую — в Шотландии. В этом качестве она назначает  церковных иерархов Церкви Англии.

Все акты Королевы подлежат контрасигнатуре  Премьер-министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым  ответственность за акты Королевы, исходя из формулы «Король не может  быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет Правительство.

 

4. Политическая роль монарха

Теоретически полномочия монарха  обширны, на практике они могут быть ограничены. Суверен действует в рамках конвенций и прецедентов, почти всегда пользуясь королевскими прерогативами по совету премьер-министра и других министров. Те же, в свою очередь, ответственны перед Палатой общин, избираемой народом. Суверен ответственен за назначение в случае необходимости нового премьер-министра; формальное назначение происходит на церемонии, называемой поцелуй рук (Kissing Hands). В согласии с написанной конституционной конвенцией, Суверен назначает лиц, которые смогут получить поддержку в Палате общин: обычно это глава партии большинства в этой Палате. Если партии большинства нет (маловероятный случай из-за английской First Past the Post избирательной системы), две или более групп могут сформировать коалицию и её глава станет премьером. В условиях «подвешенного парламента» (hung parliament), когда ни одна партия или коалиция не имеет большинства, монарх имеет бо́льшую свободу в выборе кандидата на пост премьер-министра, который, по его мнению, может пользоваться поддержкой большинства в парламенте. С 1945 до 2010 года, такая ситуация возникала лишь однажды — в 1974 году, когда Гарольд Вильсон стал премьером после общих выборов 1974, на которых его Лейбористская партия не получила большинства. (Вместо досрочных выборов по инициативе правительства меньшинства, монарх имеет право задержать роспуск парламента и позволить партиям оппозиции сформировать коалиционное правительство.) Но Гарольд Вильсон инициировал роспуск парламента с досрочными выборами, на которых лейбористы получили большинство.

Суверен назначает и отправляет в отставку Кабинет и прочие министерства по совету премьера. То есть это премьер  сейчас определяет состав Кабинета.

Монарх может отправить премьера в отставку, но конвенции и прецедент это запрещают. Последний уволивший премьера монарх — Вильгельм IV, в 1834. На практике срок премьера завершается только с его смертью или отставкой. (При некоторых обстоятельствах, премьер-министр должен подать в отставку.) Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и тоже регулярно с другими членами Кабинета. Монарх может выразить своё видение, хотя в конечном итоге должен принять решения премьера и Кабинета. Конституционный мыслитель XIX века Уолтер Бейджхот подытоживает эту концепцию как «Суверен при конституционной монархии имеет три права: консультироваться, поощрять и предостерегать». Монарх имеет сходные отношения с автономными правительствами Шотландии и Уэльса. Суверен назначает Первого министра Шотландии, но по выдвижению Шотландского парламента. Первый министр Уэльса, с другой стороны, напрямую избирается Национальной ассамблеей для Уэльса. В делах Шотландии, Суверен действует по совету Шотландского Исполнительного Органа (scottish executive). В делах Уэльса, Суверен действует по совету премьера Великобритании и Кабинета, ибо автономия Уэльса ограничена. (Северная Ирландия сейчас не имеет автономного правительства;  ассамблея и исполнительный орган распущены.)

Суверен также играет роль главы  государства. Клятва верности совершается  Королеве, а не Парламенту или нации. Более того, гимн Британии — Боже, храни Королеву (или соответственно Короля). Лицо монарха изображается на почтовых марках, монетах, на банкнотах, которые выпускает Банк Англии (банкноты других банков, Банка Шотландии и Банка Ольстера, без изображения Суверена.)

 

5. Взаимоотношения главы государства с другими органами государственной власти высшего уровня

Британская форма правления  представляет собой парламентарную монархию, а государственный режим  — систему кабинета, или министериализм. Хотя III. Монтескье считал Англию образцом системы разделения властей, не менее авторитетный специалист в области английского конституционного права У. Бейджхот высказывал мнение о том, что государственный механизм Соединенного Королевства основан не на разделении властей, а на соединении законодательной и исполнительной ветвей власти. В основных своих чертах разделение властей в современном Соединенном Королевстве существует, причем не только формально, но и на деле. Справедливости ради следует отметить, что этому способствуют активно проводимые в последние годы лейбористским Правительством реформы государственного механизма.

Монарх является равноправным участником законодательного процесса, и продолжает считаться главой исполнительной власти: назначает и смещает министров, а также всех гражданских служащих, которые состоят «на службе Его  Величества». На деле же, безусловно, монарх (ныне Королева Елизавета II) не участвует столь явно в государственном управлении.

Кроме этого, не следует игнорировать нравственное воздействие на общество позиции монарха как верховного главы нации, стоящего над партийной борьбой.

 

Заключение

Итак, Великобритания представляет собой  конституционную монархию: наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют  государство. Монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. Конечно же, на практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была ограничена, и сейчас своими большими прерогативами монарх обладает не всегда, а иногда лишь номинально.

Институт монархии сохраняется  в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет  монарха, который, в частности, не может  состоять ни в одной политической партии, его информированность в  вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства  к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив. Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом. Принцип разделения властей и принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан остаются основными принципами государственного строя Англии.

Одно из важнейших преимуществ  современной английской монархии с  точки зрения стабильности в стране - это изъятие вооруженных сил  и других ключевых звеньев государственной  структуры из сферы межпартийной, политической борьбы. Эти звенья подчинены  короне, и сейчас она демонстрирует  себя нейтральной государственной силой.

Многовековой опыт подтверждает, что  британская монархия в трудных ситуациях  способна самосохраняться. Отстаивание «божественных» прав и прерогатив перед лицом феодальных владык; затем, с ростом капиталистических отношений, ломка порядков, позволившая короне прибегнуть к абсолютистской форме правления; противостояние между цеплявшейся за старые позиции монархией и притязавшими на верховенство хозяевами промышленных предприятий, банков, торговых фирм, приведшее к ограничению возможностей института монархии - таков путь эволюции находившихся на британском престоле династий. Эволюционное преобразование Британской монархии не уменьшило, а лишь прибавило ей популярности.

Выживаемость монархии в Великобритании объясняется также национальными  чертами английского народа, его  «воспитанностью» в духе компромиссов, социального согласия, выработанного  за последние три столетия. Для массы британцев это - прежде всего декоративный институт, позволяющий наблюдать детали быта королевской семьи, церемониалов, что для рядовых людей, живущих совсем в иной сфере, представляется чем-то похожим на живой сюжет из волшебной сказки. Вот почему королевский двор тщательно заботится о поддержании в неприкосновенности внешних атрибутов своего величия и исключительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованных источников

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М.:  
Юридическая литература, 1980.

2. Гуревич Г.С. Политический строй  современных государств. Англия.- М.: 1972.

3. Конституции зарубежных государств.- М.: изд-во БЕК, 1996.

4. Конституционное право зарубежных  стран. Под общей ред. М. В.  Баглая и др.- М.: изд-во Норма, 2000.

5. Конституционное (государственное)  право зарубежных стран. Общая  часть. Ответственный редактор  Б.А. Страшун.- М.: изд-во БЕК, 2000. 
6. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. // Новая и  
новейшая история, №6, 1993.

7. Мишин М.Е. Конституционное  право зарубежных государств.- М.: изд-во БЕК, 1996.

8. Остапенко Г.С. Британская монархия  от Эдуарда VIII до Елизаветы II. // Новая и новейшая история, № 6, 1999.

9. Пронкин С.В., Петрунина О.Е.  Государственное управление зарубежных  стран: учеб. пос. для студентов  вузов. – М.: изд-во Аспект Пресс, 2004.

10. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных государств.- М.: Юрист, 1997.

11. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. - Мн.: изд-во Тесей, 2004. - 92с.

12. Якушев А.В. Конституционное  право зарубежных стран. Курс  лекций.- М.: изд-во Приор, 2000.

13. Times.- 1959. – January 7.

14. http://ru.wikipedia.org/wiki


Информация о работе Монархия в Великобритании. Конституционно-правовой статус монарха