Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:20, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать взаимодействие и противоборство морали и права. Объекты и предметы исследования – сущность понятий «мораль» и «право», общие черты и различия, их взаимодействие и противоборство.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- выявить сущность единства морали и права;
- рассмотреть взаимодействие морали и права;
- проанализировать противоборство между моралью и правом.
Введение………………………………………………………………………....….3
1 Понятие морали и права ……………………………………………………..….5
1.1 Понятие морали.………………………………………...…………………..….5
1.2 Понятие права.…………………………..……………………….………..…..11
2 Соотношение морали и права …………………………………………..….......19
2.1 Общие черты и различия между моралью и правом ……………….….…...19
2.2 Взаимодействие морали и права ………………………………………….…20
2.3 Противоборство морали и права…………………………………………..…22
Заключение………………………………………………………………..…..…...26
Глоссарий…………………………………………………………….………...….28
Список использованных источников………………………………..……….….30
Чем более право приобретает черты положительного и принудительного порядка, чем живее сказываются потребности в обособлении нравственности от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно в тех случаях, когда личное нравственное сознание отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет притязания на свободу нравственных действий. С постепенным усложнением общественных отношений и с постоянно возрастающим разнообразием положений и мнений сама собой открывается возможность столкновения между нравственным сознанием отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях подобных столкновений общество рассматривает все свои этические требования как нормы, подлежащие принудительному осуществлению, это должно вызывать протесты и противодействие со стороны лиц, не согласных с этими требованиями.
Поступать сообразно с общей нормой, но вопреки своему нравственному решению для нравственно развитой личности представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно она должна потребовать и завоевать для себя свободу в этом отношении. Принудительная система нравственности в случае несогласия лица с общими требованиями не оставляет иных выходов, как лицемерие для слабых и мученичество для сильных. Отнимая у человека возможность делать добро по собственному побуждению и постичь истину силой собственного внутреннего развития, она, в сущности, преграждает доступ к высшему нравственному совершенствованию.
Общественное мнение воздействует, поэтому с неизбежной необходимостью на нравственное настроение отдельных лиц, и устранить подобное воздействие не представляется возможным. Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях, требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви, а любовь, по известному изречению, тем и отличается, что "не ищет своего". Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.
Разграничивая нравственность и право, утверждая практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может устранить их взаимодействия.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.
Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, в какой степени они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.
Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.
Право и мораль - различные, но не антагонистические явления. Гиперболизация особенностей права и морали может привести к правовому нигилизму, с одной стороны, к освобождению от моральных принципов государства, правосудия и т.д. - с другой. Равным образом взаимосвязь права и морали не означает их слияния. При всей смысловой этической "нагруженности" правовых явлений вряд ли правильно превращать мораль в компонент права, как и право - в категорию этики.
Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Блага | средства удовлетворения человеческих потребностей |
2 | Государство | политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории |
3 | Мораль | понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются такие обычаи, законы, поступки, характеры, которые выражают высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо) |
4 | Нематериальные блага | жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом |
5 | Норма | правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей |
6 | Нормы морали | правила понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости |
7 | Нормы обычаев | правила поведения, регулирующие поведение людей, вошедшие в привычку в результате многократного повторения |
8 | Нормы права | установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности |
9 | Объект правоотношения | явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношения в рамках своих прав и обязанностей |
10 | Право | система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер |
11 | Правосознание | совокупность представлений, знаний, убеждений, оценок и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям, т.е. отражение права в сознании общества, социальной группы, конкретной личности |
12 | Социальные нормы | связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации |
1 | Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1998. – 570 с. |
2 | Алексеев, С.С. Книга «Словарь. Психология, мысли, эссе». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.alkruglov.narod.ru |
3 | Апресян, Р.Г. Этика: Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek |
4 | Бердяев, Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. – 197 с. |
5 | Кобликов А.С., Юридическая этика: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – 367 с. |
6 | Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно–методическое пособие. – М.: Юристъ, 2003. – 298 с. |
7 | Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2004. – 637 с. |
8 | Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2009. – 672 с. |
9 | Нерсесянц, В.С. Право и закон. – М.: Юридическая литература, 1992. – 319 с. |
10 | Пиголкин, А.С. Общая теория права. Учебник для юридических вузов. – М.: Юридическая литература, 1997. – 314 с. |
11 | Пугинский, Б.И. Основы знаний о государстве и праве. - М.: Юристъ, 1998. – 312 с. |
12 | Семигин Г.Ю., Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия // Социологические исследования. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: www.gumer.info/bibliotek, www.StudFiles.ru |
13 | Современная универсальная Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: www.pravo.vuzlib.net, www.StudFiles.ru |
[1] Алексеев, С.С. Книга «Словарь. Психология, мысли, эссе». [Электронный ресурс]. Режим доступа:alkruglov.narod.ru
[2] Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2001. – с.100.
[3]3 Современная универсальная Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: ww.pravo.vuzlib.net, www.StudFiles.ru.
[4]4 Современная универсальная Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: ww.pravo.vuzlib.net, www.StudFiles.ru. .
[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2009.- с. 212
[6] Семигин Г.Ю., Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия // Социологические исследования. [Электронный ресурс]. Режимы доступа: www.gumer.info/bibliotek, www.StudFiles.ru
[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2009. с. 219
Информация о работе Мораль и право: взаимодействие и противоречия