Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:20, курсовая работа
Актуальность исследования. Обращение к историческому опыту российского кооперативного движения было характерно для периодов, когда наиболее остро вставал вопрос о путях дальнейшего развития, и в кооперативной форме видели способ оздоровления экономики. Так было в начале 20-х, 60-х, середине 80-х гг. XX в. Представляется, что как явление многогранное, кооперация требует пристального внимания к себе не только в переломные эпохи. Изучение истории кооперации актуально не только в научно - познавательном плане, но и имеет практическое значение. Формы общественной самодеятельности, примерами чего так богата отечественная дореволюционная кооперация, могут в значительной степени способствовать устойчивому поступательному развитию страны.
Введение
Актуальность исследования. Обращение к историческому опыту российского кооперативного движения было характерно для периодов, когда наиболее остро вставал вопрос о путях дальнейшего развития, и в кооперативной форме видели способ оздоровления экономики. Так было в начале 20-х, 60-х, середине 80-х гг. XX в. Представляется, что как явление многогранное, кооперация требует пристального внимания к себе не только в переломные эпохи. Изучение истории кооперации актуально не только в научно - познавательном плане, но и имеет практическое значение. Формы общественной самодеятельности, примерами чего так богата отечественная дореволюционная кооперация, могут в значительной степени способствовать устойчивому поступательному развитию страны.
Среди явлений социально-экономической жизни России конца XIX-начала XX вв. кооперация занимала особое место. На фоне широкого общественного движения она выделялась сочетанием в своей деятельности хозяйственных и общественных функций.
Объединяющие к началу 1917 г. более 17 млн. человек1, кооперативные организации представлялись реальными защитниками интересов наиболее нуждающейся в поддержке части населения. В них видели не только средство смягчения существующих противоречий, сопровождающих развитие рыночной экономики, но и один из путей обновления всех сторон жизни общества на демократических началах.
В условиях роста революционных настроений в обществе в начале XX в. кооперация являлась примером движения, направленного на эволюционный путь развития, на создание новых форм хозяйственных отношений, носящих характер сотрудничества. Обращение к ее истории дает возможность изучения реформаторской альтернативы в отечественной истории начала XX века.
В кооперации сложилась внутренняя система организаций, выделились центры, был налажен выпуск периодических изданий, являющихся проводником кооперативных идей, стала формироваться система кооперативного образования. В основе кооперативной деятельности лежали такие принципы, как добровольность, открытость, демократичность управления, равноправие всех ее участников.
Объектом исследования стала потребительская кооперация как явление, способствующее развитию общественной самодеятельности в России в конце XIX -- начале XX вв.
Предмет исследования - потребительская кооперация как система потребительского общества и их союзов.
Целью курсовой работы является изучение становления и развития потребительской кооперации как системы потребительского общества и их союзов в конце 19 начале 20 века.
Задачи, решаемые в ходе работы:
1. Дать характеристику историческ
2. Дать характеристику первым потребительским обществам в России
3. Проанализировать становление
московского союза
4. Изучить развитие
5. Раскрыть организационное
Степень изученности проблемы. Нельзя не согласиться с Н.К. Фигуровской, отметившей, что осмысление исторического опыта развития кооперации в России предполагает, в первую очередь, анализ ее дореволюционного пути .
Вопросы истории кооперативного движения в России нашли отражение в работах отечественных авторов: Н. В. Бондаренко, К. И Вахитова, Г. В. Гутмана, И. И. Идилова, Г. В. Калягина, И. А. Корякова, А. И. Крашенинникова, А. П. Макаренко, Л. В. Уколовой, Н. В. Тихонович и др.
Российская кооперация привлекала внимание ученых - историков, экономистов с самого зарождения в 60-х гг. XIX в. Всплески в развитии кооперативного движения стимулировали работу научной мысли, что сопровождалось выходом в свет большого числа книг, статей, периодических кооперативных изданий . Как правило, авторы всех первых исследований о разных видах кооперативных учреждений не были сторонними наблюдателями развития кооперации.
Изучение потребительской кооперации началось с конца 60-х гг. XIX в., когда представители либеральной интеллигенции приняли активное участие в организации первых обществ и пропаганде кооперативных идей. Начало осмыслению первых шагов развития потребительских обществ было положено в трудах Н.И. Зибера, Н.П. Баллина. Оба были знакомы с практикой европейской потребительской кооперации, с ее организационными основами, нашедшими выражение в рочдельских правилах. Анализируя эти правила с целью определения механизма функционирования обществ и условий их деятельности, полезности для разных социальных слоев, определения социального содержания кооперативной деятельности, они «примеряли» их к практике русских обществ. Н.И. Зибер сумел выявить различия в организации их деятельности и расхождения со сложившимся европейским опытом. Его выводы о содержании уставов обществ, замечания о недостатках в системе распределения прибыли свидетельствовали о понимании природы кооперативного предприятия и отличий его от предприятия
1. Исторические предшественники первых кооперативов. "Большая артель" декабристов
кооператив потребительский союз общество
В России, как и в зарубежных странах, издавна существовали докооперативные, предкооперативные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились прежде всего крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т.д.
Русская община, называемая миром, объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство Община руководствовалась принципом семьи, где справедливым "отцом" было общее собрание, сход крестьян, любое решение на нем принималось единогласно, ни один член общины не мог быть исключен из него. Община выполняла ряд функций экономическую (например, регулярное перераспределение пашни между домохозяйствами), административную (рассмотрение споров, набор рекрутов), социальную (вспомоществование сиротам, вдовам) и даже воспитательную (соблюдение населением нравственных норм)
При выполнении отдельных работ (например, при строительстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Исследователь Николай Калачов утверждал, что следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI - XII векам, хотя само слово "артель" вошло в употребление несколько позже Артели создавались на устном или письменном договоре и лишь впоследствии на уставе. В самобытную артель объединялись несколько лиц, соединяющихся своим капиталом и трудами или только трудами, для какой-либо работы, промысла, предприятия. В артелях существовала круговая порука: артельщики отвечали друг за друга.
Были артели ярыжных (схожие с артелями бурлаков), каменщиков, скоморохов, нищих, разбойников, ломщиков соли, старателей, смолокуров и др. Потом появились биржевые, торговые и харчевые артели, в артели объединялись арестанты в местах заключения и солдаты в полках Создавались также офицерские артели.
Традиционная взаимопомощь (по-другому - помочь) широко практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо заготовить сено, построить дом и т.д.
Общины и артели имели ряд общих черт с классическими кооперативами, самостоятельность, добровольность, самоуправление, равенство прав участников, элементы коллективизма и др. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, неорганизованности, а зачатки кооперации в них существовали в неразвитой форме. Будучи мало развитой формой кооперативного товарищества, отдельные артели (например, в тюленьем, рыбном промыслах) приносили выгоду и состоятельным людям, предоставляющим свои орудия труда (лодку, сети), хотя в большинстве своем (особенно трудовые артели) были полезны малоимущим, простым труженикам.
Общины и артели, исчерпав свои функции, впоследствии постепенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться по восходящей линии. Но между старыми социальными институтами и новейшими кооперативными обществами все-таки существовала некоторая преемственность. Билимович А. Д. Кооперация в России до, во время и после большевиков / М.: Наука, 2005. - 190с.
Докапиталистическая предыстория кооперации нашей страны тесно связана с именами декабристов. Первые русские дворянские революционеры, выдвинувшие программу установления конституционного строя, были пионерами кооперативного дела в России.
В 1814 г., например, в гвардейском Семеновском полку, расквартированном в столице, была основана офицерская артель, одним из инициаторов которой явился и будущий декабрист Иван Якушкин. Среди офицеров Генерального штаба возникла "Священная артель", членом которой состоял тогда еще лицеист Иван Пущин. Впоследствии оба декабриста стали в Сибири активными участниками кооперативных начинаний.
Сосланные после восстания 1825 г. в Сибирь на каторгу декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием и огородами. Артель представляла собой добровольную организацию, руководитель которой избирался декабристами. Первым руководителем (хозяином) артели был по выбору декабрист, бывший полковник Иван Повало-Швейковский. Через год его сменил бывший поручик барон Андрей Розен, человек умный, порядочный, смелый и предприимчивый. Он потом вспоминал, что декабристы-соузники "решительно все делили между собой: и горе, и копейку". Третьим хозяином артели стал декабрист Павел Бобрищев-Пушкин, одновременно математик, поэт, столяр и портной-самоучка.
В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровский Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский Читинской области). Здесь они приняли устав артели, разработанный комиссией в составе Ивана Пущина и еще восьми декабристов. Составление устава было официально разрешено царским генералом - комендантом острога Станиславом Лепарским. Организация получила привычное в русском народе название артели, а позднее стала именоваться "Большой артелью". Терминов "общество потребителей" и "кооператив" в России еще не существовало. В 1834 г. декабристы создали "Малую артель", представляющую собой общество взаимопомощи с функциями ссудно-заемного товарищества.
"Большая артель" была кооперативом по форме и видом взаимопомощи по существу. Ее устав был принят на общем собрании декабристов 2 марта 1831 г. Этот день считается датой отсчета кооперативного движения в России. Устав состоял из 13 разделов, 106 параграфов (полный текст устава впервые опубликован в записках одного из декабристов [1]). Каковы основные положения этого обширного документа, составленного еще до выработки рочдейлских принципов?
Во-первых, цель артели декабристов заключалась в удовлетворении личных потребностей ее участников. Для достижения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов артели, пайка мукой и денежного довольствия от казны.
Во-вторых, артель строила свою деятельность на началах самоуправления Важным органом артели была выборная постоянная комиссия (управление), состоявшая из хозяина (председателя), зачинщика товаров и бухгалтера-казначея Избирался также огородник
В-третьих, обеспечивались демократические выборы в органы управления и контроля путем тайного (закрытого) голосования. При этом каждый участник имел право одного голоса.
"Большая
артель" вела многогранное хозяйство.
Она занималась общественным
питанием и розничной
"Большая
артель" просуществовала до
Итак, возникновение первых кооперативов в России, с одной стороны, было предвосхищено наличием традиционных полукооперативных форм объединения и взаимопомощи, а с другой - совпало с началом относящегося к 30-м годам XIX века промышленного переворота в стране.
2.
Первые потребительские
Создание первых кооперативов в России носило единичный характер.
Только в 60-х годах XIX века, вошедших в историю страны как период великих реформ, кооперативное движение начинает свое непрерывное поступательное развитие. Важнейшим событием явилась отмена крепостного права в 1861 г. Спустя несколько лет возникло местное земское самоуправление. Ускорилось развитие промышленного капитализма. Росла численность рабочих, занятых на заводах, фабриках и железнодорожном транспорте Рабочие и члены их семей все больше нуждались в покупных продуктах питания, одежде и обуви, предметах обихода. Однако возможности их приобретения были ограничены, во-первых, низкой заработной платой, а во-вторых, растущими рыночными ценами. Кроме того, фабриканты и заводчики часть причитающейся рабочим заработной платы заставляли получать товарами (по завышенным ценам) в так называемой харчевой лавке, принадлежащей хозяину предприятия. Крестьяне все чаще прибегали к услугам рынка при сбыте своей продукции, покупке сельскохозяйственного инвентаря и предметов личного потребления.
Непосредственным толчком к созданию потребительских кооперативов являлась растущая дороговизна жизни.
Эта экономическая почва для развития кооперации была "удобрена" социалистическими идеями революционеров-демократов. Николаю Добролюбову исполнился всего 21 год, когда он записал в своем дневнике: "Я - отчаянный социалист, хоть сейчас готовый вступить в небогатое общество, с равными правами и общим имуществом". В 1859 г. в журнале "Современник" он опубликовал статью "Роберт Овен и его попытки общественных реформ". В следующем году в том же журнале появилась статья Ивана Конопасевича, посвященная Рочдейлскому потребительскому обществу. В 1861 г. в альманахе "Полярная звезда" увидела свет работа Александра Герцена "Роберт Оуэн".
Одним из первых теоретиков русской кооперации был Николай Чернышевский, который в статье "Капитал и труд" (1860) и в романе "Что делать?" (1863) развил идею создания трудящимися промышленно-земледельческих товариществ. Последние описывались им как добровольные самоуправляемые производственные объединения, участие в которых стимулируется обеспечением дешевого жилья, экономией в расходах на потребление.