Московский союз потребительских обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Обращение к историческому опыту российского кооперативного движения было характерно для периодов, когда наиболее остро вставал вопрос о путях дальнейшего развития, и в кооперативной форме видели способ оздоровления экономики. Так было в начале 20-х, 60-х, середине 80-х гг. XX в. Представляется, что как явление многогранное, кооперация требует пристального внимания к себе не только в переломные эпохи. Изучение истории кооперации актуально не только в научно - познавательном плане, но и имеет практическое значение. Формы общественной самодеятельности, примерами чего так богата отечественная дореволюционная кооперация, могут в значительной степени способствовать устойчивому поступательному развитию страны.

Файлы: 1 файл

Московский союз потребительских обществ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Ценным направлением деятельности МСПО была подготовка кадров. В 1912 г он впервые участвует в организации постоянно действующих кооперативных курсов при Московском народном университете имени Альфонса Шанявского (подвижника российского просвещения), а в следующем году при этом университете союз открыл постоянную школу для подготовки служащих потребительских обществ МСПО занимается широкой издательской деятельностью' до 1917 г. он выпустил около 7 млн. экземпляров книг, брошюр, листовок.

Противоречивой была проводимая в потребительской кооперации культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа.

С одной стороны, руководители МСПО и местных союзов, будучи мелкобуржуазными демократами, рассматривали потребительскую кооперацию как особую некапиталистическую форму собственности, хозяйствования и управления. Поэтому просветительная, пропагандистская работа означала внедрение в сознание пайщиков фантастических идей использования кооперации для мирного преобразования общества в "кооперативную республику". В этом смысле меткое ленинское определение "старые кооператоры" целиком относится к крупнейшим деятелям потребительской кооперации, которые были сторонниками одного из вариантов "кооперативного социализма"

С другой стороны, культурно-просветительная работа, проводимая путем организации кооперативных очагов культуры - народных домов, библиотек и кружков самообразования, объективно способствовала распространению среди населения знаний, идей кооперации и единения, развитию самодеятельности и народной инициативы, превращению потребительских обществ, их выборных органов в школу общественной жизни. Файн Л. Е. Отечественная кооперация: исторический опыт / Л. Е. Файн. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1994. - 276с.

Сама потребительская кооперация после 1907 г. становится "полем" политической борьбы различных левых партий социалистического направления за усиление своего идейного влияния на членов кооперативов. Почти во всех крестьянских и во многих рабочих потребительских обществах "главными идеологами" являлись представители партии социалистов-революционеров (эсеров) и партии меньшевиков (крыла социал-демократии). В крупных городах и промышленных центрах (Петербург, Москва и Подмосковье, Иваново-Вознесенск, Урал, Красноярск, Иркутск) рабочая потребительская кооперация находилась под сильным влиянием партии большевиков (радикальной социал-демократии). Организации потребительской кооперации всегда находились под "отеческим" попечением полиции, но особенно усиленно она опекала те кооперативные общества, в которых обнаруживалась политическая деятельность.

Перед каждым потребительским обществом и его членами всегда существовал свободный выбор в отношении вступления в тот или иной кооперативный союз. Поэтому только экономическая целесообразность и стремление к единству кооперативных рядов могли быть аргументами в пользу членства в союзе.

5. Организационное построение потребительской  кооперации в России

Сеть кооперативных лавок, первичных потребительских обществ и их союзов складывалась постепенно благодаря усилиям миллионов кооператоров и представляла собой налаженный хозяйственный аппарат. Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте страны в 1913 г. составлял 2,1 %, в 1916 г. - около 7 %, а в 1917 г. - в пределах 12-13 %.

Организации потребительской кооперации осуществляли свою деятельность в нелегких условиях: они испытывали политическое недоверие со стороны властей, постоянно нуждались в кредитах, им приходилось вести конкурентную борьбу с частными торговцами. Как экономические организации потребительские общества в такой непростой обстановке действовали очень разумно, активно собирали паи, сокращали торговлю в кредит, старались не делать больших долгов, поощряли забор товаров пайщиками, ускоряли оборачиваемость своих средств (капитал оборачивался от 7 до 15 раз в год). В итоге общества работали не то что безубыточно, а сплошь и рядом прибыльно. Правда, крупные потребительские общества выплачивали в виде промыслового налога в пользу казны 1/5, а иногда и большую часть своей прибыли; зато мелкие "потребиловки" с основным капиталом до 10 тыс. руб. от налога освобождались.

И все-таки потребительские общества не просто выживали, а неизменно добивались успеха в предпринимательской деятельности. Основой успеха были их самостоятельность, независимость, самодеятельный характер, демократическое управление, работа в интересах широких слоев. Среди всех видов кооперативов преобладали потребительские общества. Потребительской кооперации принадлежали 55 % всех кооперативных обществ и 70 % общей численности пайщиков России.

С начала XX века в стране было проведено несколько всероссийских съездов представителей всех видов кооперации. В работе съездов активное участие принимали делегаты потребительской кооперации.

Всероссийский кооперативный съезд (Москва, 1908 г.) в числе других рассмотрел вопросы, касающиеся организации и деятельности потребительских обществ В основу работы последних съезд решил положить рочдейлские принципы

Всероссийский кооперативный съезд (Киев, 1913 г ) обсудил проект закона о кооперации, вопрос о союзном строительстве и др По второму вопросу съезд поддержал "централистов', т е тех, кто полагал, что МСПО должен быть союзом отдельных потребительских обществ, которые при необходимости могут объединяться и в местные кооперативные союзы "Федералисты", наоборот, считали, что МСПО должен объединять только губернские союзы, членами которых являются мелкорайонные союзы и отдельные потребительские общества Эта точка зрения съездом была отвергнута.

"Централисты" призывали не дробить, а объединить  покупательную силу потребительской  кооперации в одном месте," центре, "федералисты" были за развитие хозяйственной инициативы кооператоров преимущественно на местах Вопрос о централизации и федерализме в кооперации был тогда и является сегодня принципиальным.

После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в условиях продолжающегося кризиса экономики и разгула спекуляции товарами, но в обстановке демократизации общественной жизни и растущей общественной активности людей в России произошел новый подъем кооперативного движения Потребительские общества создаются почти повсеместно, даже в самых глухих "медвежьих углах", например, в Дудинке, что на Енисейском Севере.

20 марта 1917 г.- Временное правительство  издало Положение о кооперативных  товариществах и их союзах, вступившее  в силу 1 мая. Это был первый  в стране специальный закон о кооперации, выработанный еще в 1913 г. и принятый Государственной думой в 1916 г , но не утвержденный раньше царским правительством.

Положение включало 2 раздела, 12 глав и 68 статей Оно признавало кооперативом товарищество с переменным составом и капиталом, которое, действуя под особою фирмою, имеет целью содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов. Потребительские общества тоже были отнесены к кооперативным товариществам

Главным документом для организации кооператива был признан устав, подписанный не менее чем 7 учредителями. Впредь кооперативы могли создаваться в явочном порядке, без предварительного разрешения властей Но для приобретения прав юридического лица кооперативные товарищества и их союзы должны были зарегистрироваться в окружных судах. Закон выдвигал новые требования к основным статьям устава, предусматривал предоставление кооперативным организациям некоторых налоговых льгот. В целом закон облегчал развитие всех видов кооперации. Важно подчеркнуть: он исключал возможность вмешательства государства в деятельность кооперативных организаций.

В такой обстановке в 1917г. было проведено еще три всероссийских кооперативных съезда: один очередной в конце марта и два чрезвычайных в сентябре и октябре. Все они носили преимущест-5енно политический характер, хотя на словах кооперативные деятели России были за политический нейтралитет кооперации. В соответствии с решениями съездов был создан центр всех видов кооперации страны - Совет кооперативных съездов, активно поддерживавший Временное правительство, и, кроме того, кооперация выступила как самостоятельная политическая сила на выборах в Учредительное собрание, хотя не смогла провести в его состав ни одного своего кандидата.

Общим итогом длительного развития российской потребительской кооперации стал ее выход на первое место в мировом кооперативном движении по числу потребительских обществ и численности их членов.

В России давно уже количественно преобладали небольшие сельские потребительские общества. Но примером более успешного предпринимательства и развитой самодеятельности пайщиков служили городские потребительские общества. Такой кооператив, объединяя сотни и десятки тысяч членов, кроме магазинов, нередко открывал столовую и чайную, хлебопекарню и другие предприятия, а также устраивал клуб и библиотеку, имел многочисленных кооперативных активистов. Рабочие кооперативы теснее сотрудничали с профсоюзами и социал-демократическими партиями (большевиками либо меньшевиками).

После Февральской революции происходит рост числа независимых рабочих кооперативов. Летом 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд рабочей кооперации. Он решил создать организационный (идейный) центр рабочей кооперации. Наметилось выделение рабочей ветви потребительской кооперации из общегражданской.

Событием особой важности для потребкооперации России стало принятие в июне 1992 г. Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот документ признавал общ6ественную необходимость существования потребительской кооперации как целостной системы хозяйствования. Он определил ее статус, поставил на первое место интересы пайщика как главного субъекта всей ее деятельности, а также выделил приоритет потребительского общества как основного структурного звена кооперативной системы. Главной функцией потребкооперации было юридически признано обеспечение пайщиков товарами и услугами, за ними закреплялась кооперативная собственность. Потребительские общества получили всю полноту хозяйственных, социальных и управленческих прав, но в то же время и всю полноту ответственности перед пайщиками. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19 июня 1992 г. №3085-1 (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ).

Закон закрепил право потребительских обществ на объединение в союзы, ассоциации и другие формирования открытого кооперативного типа и тем самым защитил, законодательно утвердил исторически сложившиеся принципы организационного построения потребительской кооперации, хозяйственных связей, кооперативной взаимопомощи, солидарности и сотрудничества между потребительскими обществами и объединениями.

В Законе определены принципы взаимоотношения организации потребительской кооперации с государственными органами власти и управления, которые должны строиться на договорной основе.

Выход в свет Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», а также Указа Президента РФ «О коммерционализации потребительской кооперации» (февраль 1992 г.) и других документов повлекли за собой изменение организационно-правовой основы потребительских обществ, собственных хозяйств, созданных на базе различных структур. Коршунов П. Н. Основные этапы истории кооперативов и кооперативного законодательства в России: [учеб.пособие] / П. Н. Коршунов. - М.: Закон и право, 2008. - 72с.

Возникло немало вопросов о реформировании потребительской кооперации, особенно о принадлежности и отчуждении кооперативной собственности, изменении организационной структуры, форм и методов управления. На базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства Российской Федерации появились принципиально новые организационно-правовые формы деятельности: малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа.

Акционирование крупных предприятий и хозяйств привело к сокращению количества пайщиков, ослаблению общего руководства системой потребительской кооперации, утрате влияния на подведомственные хозяйства и структурные подразделения; отсутствовал механизм выплаты дивидендов на паевые взносы. В итоге нарушилась согласованность организационно-правовых форм и принимаемых мер с действующим законодательством.

Используя слабые стороны законодательства, многие руководители кооперативных организаций и предприятий искусственно сократили число пайщиков, распределили собственность между небольшими группами заинтересованных лиц, стали осуществлять свою деятельность без контроля со стороны пайщиков, что привело к нарушению классических кооперативных принципов.

В докладе председателя Центросоюза РФ В. Ермакова на четвертом собрании представителей потребительских обществ в 1996 г. отмечалось, что потребкооперация сохраняла свою целостность как система, обеспечивала относительно стабильное снабжение сельского населения товарами первой необходимости.

Главными причинами такого положения являлось: острый недостаток финансовых ресурсов, низкая покупательная способность, возрастающая конкуренция со стороны частного капитала, разрушительные процессы в системе потребкооперации, в том числе и с санкции местных административных органов, ликвидация потребительских обществ, собственных хозяйств и создание на их базе ОАО, ООО.

Но, несмотря на трудности и пророчества о неперспективности развития потребкооперации в последние годы 1990-х годов произошли заметные позитивные перемены: сформировалась модель развития потребкооперации в условиях рыночного хозяйствования; по инициативе Центросоюза РФ было принято более 30 постановлений и решений по различным вопросам ее деятельности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельскими товарами и услугами» (май 1996 г) и постановление правления Центросоюза РФ по его выполнению. Активная законодательная нормотворческая деятельность правительства в пользу потребкооперации создала реальные условия для восстановления утраченных позиций и постепенной стабилизации деятельности системы на всех ее уровнях и во всех звеньях.

Информация о работе Московский союз потребительских обществ