Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Государственное управление: основные понятия, сущность 5
1.1. Сущность государственного управления 5
1.2. Государственное управление в России 12
Глава 2. Муниципальное управление: понятие и функции 17
2.1. Содержание понятия муниципальное управление 17
2.2. Цель и процесс муниципального управления 19
2.3. Понятие и характеристика методов муниципального управления. 21
Заключение 27
Список используемых источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

Муниципальное управление понятие и содержание.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не «спешащим следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на  знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

 

 

Глава 2. Муниципальное управление: понятие и функции

2.1. Содержание  понятия муниципальное управление

Муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

"Муниципальное  управление" как комплексная дисциплина, изучающая муниципальное управление  и закономерности его функционирования, с одной стороны, выступает как самостоятельная, а с другой стороны, она тесно связана с другими науками и опирается на полученные ими результаты. [1, с.56]

Использование экономических наук дает возможность проводить экономические оценки деятельности органов муниципального управления, анализировать состояние экономической базы муниципального управления.

Исторические науки дают возможность охарактеризовать эволюцию муниципального управления, его условий и прогнозировать социальные процессы, происходящие в муниципальном образовании.

Социология вносит вклад в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном уровне.

Политология обеспечивает знаниями о политическом поведении населения, а также о взаимодействии местных органов власти с политическими партиями и движениями.

Муниципальное управление требует использования системного подхода.

Муниципальное управление как особая дисциплина имеет свои понятия, категории, свою терминологию.

Так, термины "муниципальный", "местный" применяются в отношении органов местного самоуправления на всех уровнях. Понятие "муниципальная собственность" характеризует собственность муниципального образования. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления. [1, с.58]

Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.

Субъект муниципального управления - это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления.

Объект муниципального управления - это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.

Специфика муниципального управления определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. К примеру, говоря об эффективности муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, "нравственную" эффективность тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления) [1, с.56]

В настоящее время местное самоуправление в России находится, по существу, в состоянии перехода от системы "местных Советов" к системе местного самоуправления. В ходе формирования системы муниципального управления необходимо решение следующих основных проблем:

    • рационального разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным управлением, и прежде всего в сфере бюджетных отношений и отношений собственности;
    • совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления;
    • создания эффективной системы подготовки кадров для работы в органах муниципального управления.

2.2. Цель и процесс муниципального управления

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. [2, с.69]

«Цель муниципального управления — повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

    • создает социальную инфраструктуру;
    • стабилизирует экономику;
    • регулирует социально-экономические процессы;
    • развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;
    • поддерживает экологическую обстановку;
    • сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:

    • контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;
    • охраняет природу;
    • осуществляет санитарный надзор;
    • содержит жилищно-коммунальное хозяйство;
    • создает социальную инфраструктуру;
    • сохраняет памятники;
    • обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;
    • обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д. [2, с.70-71]

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных задач необходимо использовать систему методов управления. Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам. [3]

Важное место в этой системе принадлежит методам, цель которых — воздействие на коллективы, определенных работников и целостные социально-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических. [1, с.95]

Методы управления используются не изолированно, а комплексно. Поэтому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложения различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфические особенности, собственные формы проявления и рамки применения.

Органы местного самоуправления осуществляют цели и функции государственного и муниципального управления посредством управленческой деятельности.

В муниципальном управлении управленческая деятельность несет на себе его свойства, в частности связанность с государственной властью, системность, объектную универсальность. Одновременно она тождественна  деятельности, выполняемой в иных видах управления, поскольку отражает и организует внутреннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления. [1, с.98]

Управленческая деятельность – явление прикладного характера, она не имеет самоценности, но должна реализовывать цели и функции управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений и действий, способных изменять в искомом смысле состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Все это определяет интеллектуальное ее содержание. Управленческую деятельность можно охарактеризовать как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием  талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления. [2, с.83]

Управленческая деятельность представляет собой единый процесс управления. Процесс муниципального управления можно определить как сознательную целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, в результате которой происходит последовательная смена общественных состояний, событий, явлений. [1, с.96]

Содержание деятельности органов муниципального управления реализуется в конкретных функциях, действиях, выполняемых муниципальными служащими различных должностей. Значительная доля их представлена функциями отраслевого управления.

2.3. Понятие и характеристика методов муниципального управления.

Методы управления — это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. [4, с.35]

По мнению А. И. Гаврилова, методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач. [4, с.35]

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования. [2, с.113]

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел и т.д.).

Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие. [5, с.134]

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. [4, с.48]

Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: [4, с.57]

1. организационно-административные, основанные на прямых директивных  указаниях;

2. экономические, обусловленные экономическими стимулами;

3. социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

По мнению А. И. Гаврилова, классификация включает следующие методы управления:

    • административные (организационно-распорядительные);
    • экономические;
    • социально-психологические;
    • воспитательные и др. [6, с.65]

Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности. [2, с.121-122]

Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические.

Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

Механизм муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе.[2, с.152]

Информация о работе Муниципальное управление