Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 14:02, курсовая работа
Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.
Введение 2
Глава 1. Государственное управление: основные понятия, сущность 5
1.1. Сущность государственного управления 5
1.2. Государственное управление в России 12
Глава 2. Муниципальное управление: понятие и функции 17
2.1. Содержание понятия муниципальное управление 17
2.2. Цель и процесс муниципального управления 19
2.3. Понятие и характеристика методов муниципального управления. 21
Заключение 27
Список используемых источников и литературы 29
Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.
Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.
К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы. [4, с.126]
Формы воздействия на процессы жизнедеятельности населения и функционирования муниципального хозяйства весьма разнообразны и включают: бюджетные, налоговые, законодательные, общественно-политические, ресурсные, рыночные, информационные и другие, а также их разновидности и различные сочетания и комбинации.
Метод управления — это способ достижения целей управления.
Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.
В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:
Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д.
Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.
Социально-психологические методы — это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности. [6, с.140]
Административно-
Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя. [6, с.153]
Методы управления — это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.
Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.
В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.
Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.
При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.
Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития — это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
1 Андреев С. С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление . 1995.- №1. С. 136.