Мусульманское право: основные источники и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:24, реферат

Описание работы

Мусульманское право по глубине своего содержания не выдерживает сравнения с великими правовыми системами, оставленными нам Римом или Наполеоном. Ислам (от корня салам – быть покорным богу) – это, прежде всего религия, затем государство и, наконец, культура. Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызывает сомнение юридический характер мусульманского права. Термин «мусульманское право» является лишь переводом на русский язык слова «шариат». Мусульманское право есть шариат и ничего более: «Свод религиозно – правовых норм, который проник во все сферы повседневной жизни людей».

Содержание работы

Введение 3
1.Возникновение мусульманского права 4-5
2. Источники мусульманского права 5-11
2.1 Коран 5-6
2.2 Сунна 7-8
2.3 Иджма 8-10
2.4 Кияс 10-11
2.5 Тефсир 11
3. Характеристика мусульманского права 12-15
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат мусульманское право.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)

 

 

ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории государства и права зарубежных стран

«Мусульманское право: основные источники и их характеристики»

 

 

            Выполнил студент:  

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

                                                                                              

Введение                                                                                                 3

1.Возникновение мусульманского права                                           4-5

2. Источники мусульманского права                                                   5-11

2.1 Коран                                                                                                 5-6

2.2 Сунна                                                                                                 7-8

2.3 Иджма                                                                                                8-10

2.4 Кияс                                                                                                   10-11

2.5 Тефсир                                                                                               11

3. Характеристика мусульманского  права                                           12-15

Заключение                                                                                              16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мусульманское право по глубине своего содержания не выдерживает сравнения с великими правовыми системами, оставленными нам Римом или Наполеоном. Ислам (от корня салам – быть покорным богу) – это, прежде всего религия, затем государство и, наконец, культура. Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызывает сомнение юридический характер мусульманского права. Термин «мусульманское право» является лишь переводом на русский язык слова «шариат». Мусульманское право есть шариат и ничего более: «Свод религиозно – правовых норм, который проник во все сферы повседневной жизни людей».

Для ясности представления понятия мусульманского права следует иметь ввиду, что мусульманские народы никогда не могли представить себе государство иначе, как в виде теократии, то есть такого учреждения, настоящей главой которого есть Высшее существо. Поэтому причина существования государства, по их понятиям, это не потребность в нем людей, как у западных народов, а скорее воля этого Высшего существа и соблюдения служения ему, в то время как законы рассматриваются как его непосредственные повеления. Пророки, появлявшиеся в течение веков среди израильтян и арабов, постоянно действовали не только на религиозном, но также на гражданском поприще. Теократия в своем последовательном развитии приводит неизбежно ко всемирному господству или по крайней мере к господству над всей массой верующих. Поэтому в арабских сочинениях по государственному праву постоянно имеют ввиду время, когда весь мусульманский мир находился под управлением одного главы, багдадского халифа, так что современные государства должны устраиваться, хорошо или дурно, в согласии с этим образцом.

1. Возникновение мусульманского права

 

Мусульманское право возникло на рубеже VI–VII вв. н.э. на Аравийском полуострове. Создание этого учения связывается с именем Мухаммеда (571–632 гг.) – выходца из небогатой торговой семьи, который выступил против племенного многобожия и объявил себя Пророком единого бога Аллаха. До возникновения Ислама население Аравийского полуострова, состоявшее в подавляющем большинстве из арабов, кочевавших в бедной безводной пустыне, жило в условиях первобытно – общинного строя, находившегося в стадии разложения. Особенно далеко этот процесс продвинулся в Мекке – торговом центре, лежавшем на пути в Византию. Мекка стояла на пороге образования государства: ломались племенные перегородки, рушился родовой строй, в обществе чувствовалось огромное социальное напряжение. Внутри племен были созданы ассоциации богачей, бедняки образовывали свои ассоциации взаимопомощи на межплеменной основе. В одной из них участвовал Мухаммед, нередко выступавший в роли третейского судьи по спорам между соплеменниками. Он заявил, что к нему явился посланник единого бога, Аллаха, и научил его жить по-новому, после чего начал пропаганду своей религиозной и социальной реформы. В Коране, священной книге мусульман, в которой по преданию собраны многие проповеди Пророка, говорится: «Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают». Общая реакция жителей Мекки была негативной и враждебной. Сподвижники Пророка «правоверные» (то есть верующие в единого бога) нашли среду, более восприимчивую к его проповеди, в Медине. В течение 10 последующих лет Пророк сосредоточил свою деятельность на объединении мусульманской общины в Медине. Пророк и его сторонник были уже достаточно сильны для того, чтобы завоевать Мекку. После покорения Мекки Мухаммед был провозглашен посланником бога и правителем Аравийского полуострова, он занимал исключительное положение законодателя, исполнителя и судьи. Этот акт означал завершение процесса становления государственности у арабов Центральной и Восточной Аравии, который привел к возникновению первого мусульманского государства – халлифата. Поучения и практика 230 летней деятельности Мухаммеда явились основой мусульманского права, важное значение для развития которого имели также акты тридцатилетнего правления первых четырех «праведных» халифов.

 

2. Источники мусульманского права

 

Мусульманское право имеет четыре основных источника права, это, прежде всего Коран – священная книга Ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, Иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, Кияс, или суждение по аналогии, и как дополнительный источник – Тефсир.

 

2.1 Коран

 

Коран - священная книга мусульман, состоящая из проповедей, молитв и притч. Полный его текст, который мусульмане считают окончательным истинным посланием Аллаха, был собран на раннем этапе мусульманской истории. Окончательная редакция Корана произведена при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу определенных Исламом правил. В самом Коране его правовая значимость определяется таким образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник». Большая часть стихов Корана имеет мифологический характер, и лишь около 500 содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Не более чем 80 из них можно отнести к правовым, остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Основная часть Корана носит казуальный характер, представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут иметь разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и правовой доктрине в результате свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, нередко взаимоисключающих правовых предписаниях.

Чтобы правильно понять роль Корана при разработке Шариата, следует признать, что Коран был призван, выработать определенные нормы поведения у мусульман, а не оформить эти нормы в виде прав и обязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества, это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их как религиозную этику. Коран не определяет юридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу «публичного права» за исключением нескольких случаев. Он смотрит глубже, говоря о последствиях действий человека для его сознания и души. Словом, главная задача Корана в том, чтобы регулировать отношения человека с Создателем, а не с другими людьми.

Таким образом, Коран не является сводом законов и не претендует на эту роль. Скорее, это красноречивый призыв к людям повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, уже открыта людям. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в сознании Исламской правовой системы. Он служит источником убежденности мусульман в том, что Шариат является прямым выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники, технологии и отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум, соответствовать его положениям.

Так как все мусульмане считают текст Корана не подлежащим обсуждению, стоит пересмотреть методы его использования, как основы позитивного права.

 

2.2 Сунна

 

Сунна первоначально означала обычай, пример, путь по которому следует идти. Под этим понятием подразумевался жизненный путь пророка, как пример для всех мусульман. После его смерти оказалось, что предписаний Корана недостаточно для решения всех государственных и общественных проблем. Возник поиск прецедента, если решения нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самого пророка, или к древним обычаям Медины. В крайнем случае, прибегали к мнению судьи, который должен был решать «по справедливости». Так, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Одна предлагала использовать стихи Корана, исходящие от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха (мусульманский правовед, специалист по проблемам фикха (мусульманское правоведение)), который брал на себя ответственность за принятие решения.

Признание Сунны Пророка единственной, представляющей собой второй источник Шариата, было достигнуто в конце второго века Ислама. Следование правилам, изложенным в Сунне, обязательно для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» – те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе Сунны решались многие вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами Сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, сохранившие в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Проблема соотношения Сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии. В частности, высказывалось мнение, что если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без Сунны. В трудах по основам фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и Сунны.

Мусульманская Сунна включает в себя нормы государственного, семейного, уголовного, имущественного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята Сунна Мухаммеда. Учение о Мухаммеде стало важной частью Ислама, вошло в символ веры, в мусульманское право, в богословие, историографию и литературу. Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. В богословии существует ряд дисциплин, непосредственно основанных на ней, по Сунне сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются (ненужным новшеством).

 

2.3 Иджма

 

Когда понятие Сунна было сведено только к Сунне Пророка, ей был придан более низкий статус, но она сохранила значение как Иджма, третий источник Шариата. Кроме логического основания для этого, мусульманские правоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип Иджмы как источник Шариата, ибо Пророк сказал: «Мой народ никогда не будет единодушен в заблуждении».

Несмотря на то, что при определении сферы и способа применения Иджмы возникают сложности, она была мощной движущей силой развития Шариата не только как один из его источников, но и как средство определения надежности текстов самих Корана и Сунны и их трактовки. Ведь первоначально запись Корана и Сунны были признаны истинными и окончательными именно на основании Иджмы. Более того, было признано, что только те интерпретации Корана и Сунны являются верными, которые были приняты на ее основании. И только мнения и тексты тех людей считаются авторитетными, которые были признаны таковыми на основании Иджмы всей общины; не каким-нибудь синодом или собором, но почти бессознательно возникшим общим мнением народа, который в единстве своем считался неспособным на ошибку.

Хотя принцип Иджмы как источника Шариата был признан с самого раннего времени, его значение и сфера применения трактовалась весьма противоречиво. Необходимость в поддержании единства мусульман после гражданских войн, принесших раскол в ранний период, породила в Исламской мысли средних веков идею об использовании Иджмы в качестве политического инструмента. Необходимо было подчиняться правителю при любых обстоятельствах, так как он пришел к власти посредством Иджмы или получил согласие от Иджмы на свое правление.

Иджма является плодом согласия всего сообщества мусульман, начиная от появления Ислама, до настоящего времени. Что ее составляет? Требует ли она всеобщего согласия или допускает разногласия и наличие несогласного меньшинства? Означает ли она консенсус Сподвижников Пророка, или всех мусульманских ученых-правоведов, или вообще всех мусульман? Говорим ли мы об Иджме одного поколения, или нескольких? Является ли Иджма прежних поколений обязательной для всех последующих поколений? Эти и другие вопросы, связанные с природой Иджмы и сферой ее применения, остаются источником многих противоречий. Споры по этим вопросам, результат неадекватности методов, позволяющих ученым-правоведам или мусульманам вообще достичь консенсуса. При появлении современных средств организации и связи, процедурные вопросы перестали быть проблемой. Но принципиальный подход к определению природы и сферы Иджмы остается проблемой. Кто правомочен установить обязательную для всех Иджму, и какая должна быть ее связь с Иджмой прошлых, современных и будущих поколений? Можно ли считать, что Иджма – это консенсус определенного политического сообщества мусульман. Может ли она быть определена избранными представителями народа, или на основе референдума данной общины? Если "да", может ли такая Иджма отменить принцип или концепцию Шариата, основанную на Иджме мусульманского сообщества более раннего периода, особенно Иджме первых поколений мусульман, которая пользуется особым религиозным авторитетом у их большинства. В основе всех этих вопросов и возможных ответов на них лежит фундаментальный вопрос об основании Иджмы; должна ли она основываться на принципе народного суверенитета, или, ориентироваться на религиозный авторитет, благочестие и мораль?

Информация о работе Мусульманское право: основные источники и их характеристики