Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:24, реферат
Мусульманское право по глубине своего содержания не выдерживает сравнения с великими правовыми системами, оставленными нам Римом или Наполеоном. Ислам (от корня салам – быть покорным богу) – это, прежде всего религия, затем государство и, наконец, культура. Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызывает сомнение юридический характер мусульманского права. Термин «мусульманское право» является лишь переводом на русский язык слова «шариат». Мусульманское право есть шариат и ничего более: «Свод религиозно – правовых норм, который проник во все сферы повседневной жизни людей».
Введение 3
1.Возникновение мусульманского права 4-5
2. Источники мусульманского права 5-11
2.1 Коран 5-6
2.2 Сунна 7-8
2.3 Иджма 8-10
2.4 Кияс 10-11
2.5 Тефсир 11
3. Характеристика мусульманского права 12-15
Заключение
2.4 Кияс
Один из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающий острые разногласия между разными направлениями, - Кияс (решение правовых дел по аналогии). Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс позволял быстро урегулировать новые общественные отношения и способствовал освобождению Шариата от теологического налета. Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение. Этим путем они смогли сочетать откровение с разумом человека. Кияс вызывал сопротивление, так как основывал Шариат на человеческих суждениях, а не божественном откровении. Наиболее широко Кияс был обоснован ханифитами. Наиболее резко против него выступили ханбалиты и особенно шииты, которые не признавали его в качестве источника права. Обвинений в сторону Кияса можно избежать, только если ограничить его применение теми случаями, в которых невозможно применить другие источники Шариата, и если принимаемое в результате решение полностью соответствует Шариату, всем его принципам и правилам.
Хотя Кияс очевидно связан с независимым юридическим суждением, его сочли необходимым признать независимым источником Шариата.
Религиозное воспитание и вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское право и следуют ему.
2.5 Тефсир
Как дополнительный источник мусульманского права можно рассматривать также тефсир – текстуальное толкование формального закона. Пророк и его сподвижника изъяснялись на реалистичном и в то же время поэтическом языке с пропуском некоторых слов. В результате игры контекста первоначальный смысл текста постоянно менялся и мог отражаться на производном слове, которое можно отнести к праву, обычаю или условности, что является абсолютно недопустимым для уголовного права, когда для вынесения определения требуется абсолютная уверенность.
Коран и Сунна (даже истолкованные посредством тефсира) были еще далеки от того, чтобы содержать всеобъемлющие ответы, так как эти данные касались лишь пяти-шести сотен стихов – менее чем одной пятой части священной Книги – и от двух до трех тысяч преданий. Очень скоро стала ощущаться необходимость в построении, и почтенные лица давали фетвы – консультации по поводу случаев, не предусмотренных в священном писании. Подобные консультации оставались мнениями, не приобретавшими силу общепризнанного значения. Мыслители решили, что в случае, когда толкование получает одобрение мусульманской общины, оно может получать силу закона. Так появился третий источник мусульманского права, основанный на догме о непогрешимости мусульманской общины в случае, когда она выносит единодушное решение (в данном случае под общиной понимается не народ, а совокупность юристов одной эпохи).
3. Характеристика мусульманского права
Теория источников мусульманского права вызывает ряд соображений. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его отсутствие систематизации. Наиболее важно, однако, не это. Главное – глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами.
О религиозном праве.
Везде в мире встречается понятие о предметах и зверях, которые внушают человеку отвращение; у мусульманских народов это отвращение еще с древнейших времен проявлялось более, чем у других народов, и освящено различными основателями религии. Пророк признал нечистыми следующие предметы: свиней, собак, все опьяняющее, все умершее естественной смертью и все происходящее от нее, убитых животных, молоко животных, мясо которых не употребляется человеком в пищу, жидкости, которые истекают из человека или животного, а также все, что находилось в соприкосновении с вышеперечисленными предметами. Для религиозного очищения следует использовать воду, порядок омовения подробно расписан. Человек же по природе своей – чистое существо, но может стать нечистым.
Для мусульманина молитва является первейшей обязанностью, отбываемой согласно с установленными правилами в определенные сроки. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв, а превышение их числа является похвальным. К обязвнностям мусульманина можно также отнести подачу милостыни и пост. Следует отметить, что пост является одним из религиозных обязательств, которое более всего соблюдается современными мусульманами.
О личном и семейном праве.
Мусульманское право всячески поощряет брак. Брак является договором купли-продажи, который заключается между родственниками со стороны невесты и будущим супругом. Женщина при этом не была договаривающейся стороной, а составляла предмет договора. Мусульманское право знает понятие инцеста, таким образом, вступающие в брак лица не должны состоять в кровном родстве друг с другом. Запрещен брак между свободными и рабами. Мужчина не может иметь в одно время более четырех жен, в то время как женщина не может состоять в браке в одно время более чем с одним мужем. Кроме упомянутых обычаев существует множество других брачных церемоний, которые различны в разных мусульманских странах. Законными считаются дети, происшедшие от законного брака, а также дети, рабынь, которых господин признал своими.
Об уголовном праве.
Уголовный кодекс есть одно из установлений ислама, которое более всего стоит в противоречии с его основными началами. Жестокость, вытекающая из этого кодекса, несовместимая со всеми современными принципами гуманизма. Некоторые наказания могут наводить на мысль, что Пророк считал основной целью наказать преступника за причиненное им зло и таким образом восстановить равноправие; другие же наказания призваны устрашить преступника, удерживая его от преступления. Преступление (джурм) состоит в совершении того, что запрещено, и неисполнении того, что приказано, будет ли это предписано законом или общественной властью.
По мусульманскому праву преступления подразделяются на:
1) преступления против бога (Аллаха) или общества
2) преступления против людей или частных лиц.
Кроме того существует категория преступлений, которые находятся между этими двумя группами.
По первым группам преступлений не допускается помилование и примирение. Люди, совершившие преступления, относящиеся к первой группе, должны быть строго наказаны. К этой категории преступлений относятся: отступничество, преступления против правителей, имущественные преступления, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, разбой.
Виды наказаний.
Наказание по мусульманскому праву разделяется на следующие виды: месть, выкуп, смертная казнь, избиение камнями, отсечение рук и ног, бичевание – удары плетью, тюремное наказание, ссылка и высылка, конфискация имущества, тазир – меры наказания, не предусмотренные в Коране, но устанавливаемые и применяемые в зависимости от решения кади или имама.
Иртидад, или отступничество, считается самым тяжелым преступлением в исламе. Вероотступником является мусульманин, отвергающий истинность ислама и соединенную с ним обязательность закона; совершивший данное преступление рассматривается нравственно и граждански как мертвый. Преступник наказывается смертной казнью с конфискацией имущества. В случае если он признает свою вину и покается, то снова приобретает право вернуться к исламу и освободиться от наказания.
Разбой – вооруженное нападение на мирных людей в дороге или насильное проникновение в жилище. По учению Корана разбойник карается смертной казнью через повешение или обезглавливание, а при смягчающих обстоятельствах отсечением руки и ноги.
Кража (саркат) – когда кто-либо похитит вещь, которая была вручена ему фактически, тот злоупотребит доверием, то он не признается вором. За кражу полагается отсечение правой руки, а за повторение ее – отсечение левой ноги. Во всех случаях хищения похититель обязан вернуть украденную вещь, а если невозможно ее вернуть, то ущерб возмещается в пределах ее стоимости.
Зина – прелюбодеяние. Зина является незаконным сожительством со свободными женщинами и читается в исламе одним из самых тяжелых преступлений. По учению Корана к лицам, совершившим зина, не должно быть никакого снисхождения. Прелюбодеяние, совершенное с замужними женщинами, читается более тяжелым, чем с незамужними. Зина доказывается признанием сторон или показаниями четырех свидетелей. Если до этого мусульманин состоял в законном браке, то он наказывается избиением камнями (это наказание приводится в исполнение таким образом, что виновный закапывается до половины туловища в землю и затем избивается камнями, пока не последует смерть), если нет – ста ударами плети.
Употребление (или изготовление) вина или других опьяняющих напитков разрешено мусульманину только для улучшения здоровья в небольшом количестве. Это проступок наказывается, по мнению большинства законоведов, 40 ударами плети, если виновный будет свободным, и по крайней мере 20 ударами, если он раб.
Преступления против отдельных лиц (частное преступление).
Убийство делится на умышленное и неумышленное. При умышленном убийстве наказание виновного устанавливается ближайшими наследниками убитого: смерть или возможность откупиться денежным штрафом, установленным законом. При неумышленном убийстве наказанием читается выкуп, а кровная месть и смертная казнь не применяются.
В мусульманском праве предусмотрены также безнаказанные убийства. Сюда относятся убийства по приказанию властей или в принудительном порядке, а также убийства, совершенные в случае необходимой обороны и крайней необходимости.
Телесные повреждения: в случае, если повреждение было совершено умышленно, то действует принцип раненого возмездия (кавад), кроме того преступник должен уплатить диат – выкуп. Если повреждение нанесено неумышленно, то преступник выплачивает лишь диат.
Заключение
В XIX в. в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений «личного статуса». Историческое сужение сферы действия мусульманского права не является прямолинейной тенденцией. В последние годы наряду с сокращением масштабов применения его в отдельных странах наблюдается расширение рамок его действия в других.
При этом не следует забывать, что мусульманское право оказывает влияние на современное общественное развитие некоторых стран не только в виде системы действующих юридических норм, но и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально-политические аспекты становятся доминирующими. Если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о «мусульманском образе жизни» и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований. Роль эта оказывается неоднозначной, поскольку зависит от характера сил и движений, использующих мусульманское право в своих интересах. Практика показывает, что в целом в идеологической борьбе мусульманское право выступает главным образом оружием в руках консервативных и даже прямых реакционных сил. Однако не исчерпан до конца его положительный потенциал, демократические возможности.
Информация о работе Мусульманское право: основные источники и их характеристики