Мусульманское право (шариат): основные источники и институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия. Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками.

Содержание работы

В ведение……………………………………………………………...3
1.Понятие мусульманского права…………………………………..4
2. Этапы развития мусульманского права………………………..6
3.Источники Мусульманского права……………………………..9
3.1. Коран и сунна………………………………………………..…9
3.2. Иджма……………………………………………………..…….12
3.3. Кияс……………………………………………………………...14
3.4. Фирманы, кануны……………………………………...............15
4. Заключение………………………………………………………..16
5 Список литературы…………………………………………….…17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа История зарубежки ГиП. Мусульманское право..doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

                   НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

                                                  (г. Архангельск) 

                                     ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

                                            Юридический факультет 

                               Кафедра юридических дисциплин 

                                        

                                         КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

      по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

на тему: «Мусульманское право (шариат): основные источники и институты» 

                                                                                                    Выполнил

                       1курса группы 12 ЮЗ

                       Мингазов.Ю.Н. 

                       Проверил:

                       Гулякин.Ю.А. 
                   
                   

                                                   Иваново, 2011 
 
 

Содержание 

В ведение……………………………………………………………...3

1.Понятие мусульманского  права…………………………………..4

2. Этапы  развития мусульманского права………………………..6

3.Источники   Мусульманского права……………………………..9

3.1. Коран  и сунна………………………………………………..…9

3.2. Иджма……………………………………………………..…….12

3.3. Кияс……………………………………………………………...14

3.4. Фирманы, кануны……………………………………...............15

4. Заключение………………………………………………………..16

5 Список литературы…………………………………………….…17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В ведение

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия. Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) и одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна. 

1.Понятие мусульманского  права.

        Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. 1

     Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII - X веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже  к середине VIII века, просуществовал же он до XIII века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения. Грузия, острова Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислам (покорность). Основателем её стал пророк по имени Мухаммед (около 570 - 632 гг.). Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислам, который включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат - «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны делать и что не должны, чтобы попасть в рай.

__________________________________________________________________

1 Сюкияйнен А.Р. '' Мусульманское право''. 1986 г. 

По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довёл его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат стал сводом правил поведения  для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право.

Представляя слитность  религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, моральные наставления, а также предписания мусульманского культа – регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина.

По шариату  у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей;

во-первых, обязанности  перед Аллахом;

во-вторых, обязанности  перед самим собой;

в-третьих, обязанности  перед рабами Аллаха;

в-четвёртых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире.

      Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др. Это гуманистическое содержание шариата содействует тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны человеческих взаимоотношений – в сфере семьи,

общества, государства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в самих истоках зарождения мусульманского права стояла теология, то есть подчинение в основных вопросах воле Аллаха. 

2. Этапы развития мусульманского права.

     Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения верующим мусульманам. Эти нормы формировались им главным образом в публичных проповедях, нашедших свое отражение в Коране. Другая часть юридически значимых норм – сунна (“священный обычай”) - сложилась на основе преданий об изречениях и поступках Мухаммеда. Позднее и те, и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники – “праведные халифы” Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они сформировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же “молчания” Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

     В VIII-X веках существенное влияние  на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

     К концу X века мусульманское право  было канонизировано, и “ворота  исканий” для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил “век традиций”, период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком.

       К XIII веку мусульманское право  практически утратило свою целостность  и стало разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы диктовалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным. Подобно романо-германскому праву периода кодификации, оно стало правом национальным.

     Дальнейшее  развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

     IX век знаменует принципиально  новую ступень развития мусульманского  права, становление законодательства  в качестве самостоятельного  источника нормативного регулирования  привело к постепенному вытеснению  юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать воздействие на правовую систему.

     Со  второй половины IX века происходит активное заимствование европейского права, в частности, романо-германского, которое  в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности, сфере “личного статуса” мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного права и др. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

     Наиболее  яркой чертой мусульманского права  является его откровенно религиозное содержание. Оно влияло на природу и источники этой правовой системы, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этическими постулатами и ценностями. Собрание изречений пророка Мухаммеда выступает главным источником права, а его заповеди, поучения, предписания, ритуалы приобрели смысл юридических обязанностей. Правда, им не хватает европейской структурированности, строгости и точности, не ясны и правовые последствия их исполнения или неисполнения. Но общее социально-психологическое послушание гарантирует незыблемость подобных правил поведения.

     Исследователи отмечают большую роль толкователей Корана - проповедников и их учеников, ученых-юристов, религиозных судов. Очевидная “неподвижность” исламского права в действительности включает в себя и некоторую динамичность, достигаемую путем собирания и хранения суждений религиозных, религиозно-правовых школ. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мусульманское право (шариат): основные источники и институты