Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:03, контрольная работа
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия. Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками.
В ведение……………………………………………………………...3
1.Понятие мусульманского права…………………………………..4
2. Этапы развития мусульманского права………………………..6
3.Источники Мусульманского права……………………………..9
3.1. Коран и сунна………………………………………………..…9
3.2. Иджма……………………………………………………..…….12
3.3. Кияс……………………………………………………………...14
3.4. Фирманы, кануны……………………………………...............15
4. Заключение………………………………………………………..16
5 Список литературы…………………………………………….…17
3.Источники Мусульманского права.
Мусульманское право имеет четыре источника:
Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;
Кияс
- рассуждение по аналогии о тех явлениях
жизни мусульман, которые не охватываются
предыдущими источниками мусульманского
права. Таким суждениям придается законный,
общественный характер.
3.1. Коран и сунна
Важнейшим считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. 1
Шар или шариат означает в
переводе «путь следования» и
составляют то, что называют мусульманское
право. Однако, содержащиеся в Коране положения
юридического характера явно недостаточны
в силу отражения в нем раннефеодальных
отношений.
______________________________
1 Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран.- М.,1996.
В связи
с этим в качестве следующего авторитетного
источника права выступает
Коран - бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем, очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не упоминаются. Сегодня только некоторые крупные ученые обращаются непосредственно к первоисточникам. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-правовая школа может сложиться в наше время. Однако, именно опираясь на эти источники, а также на доктрину, специалисты мусульманского права пытаются найти ответ для решения современных проблем. Так обстоит дело, например, при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи человеческих органов. Тем не менее, юридические положения Корана можно найти в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).
Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70); строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70); строфы уголовно-правового характера (в количестве 30); строфы, регламентирующие судебную процедуру (13); «конституционные» строфы (10); строфы,
______________________________
2 Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.
касающиеся экономики и финансов (10) и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25).
По степени определенности согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и не допускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Большинство таких установлений возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение. Данная категория норм не допускает иджтихада, а представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно применяться на практике. Причем если конкретные правила исполнения религиозных обязанностей мусульмане должны воспринимать как божественное откровение, смысл которого им не дано понять, то конкретные нормы взаимоотношений между людьми во многих случаях могут быть рационально объяснены. Такая концепция позволяла, по существу, отказываться от применения данных норм в пользу других.
Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания. Их наличие объясняется тем, что мусульманское право, не уделяя большого внимания юридическим тонкостям и деталям (за исключением подробного регулирования отдельных видов отношений - например, вопросов наследования), оставляет их на усмотрение мусульман, и идет по пути установления лишь общих ориентиров поведения. Утверждается, что Мухаммад стремился не создать право в строгом смысле, а научить людей, как поступать во всех жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному событию, факту, поступку и т.п. Поэтому, полагают многие современные исследователи, главным в мусульманском праве является установление самых общих параметров отношений между людьми на религиозной основе, а юридические детали считаются второстепенными, коль скоро религиозно-нравственные рамки поведения не преступаются. Эти нормы не только допускают различное понимание их смысла, но и предполагают конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого правоведы-муджтадиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.
Иджтихад
(буквально «усердие», «прилежание», «настойчивость»)
представляет собой поиск правил поведения
на основе рационального толкования самых
общих постулатов или многозначных положений
Корана и сунны либо в случае пробельности
этих источников. На его основе и формулируется
подавляющее большинство норм, регулирующих
взаимоотношения людей. Конечно, такая
свобода оценивать мирские проблемы «по
своему усмотрению» не является абсолютной
и предоставлена далеко не каждому. Суть
иджтихада в том и заключается, чтобы на
не имеющий готового решения вопрос найти
ответ, который соответствовал бы шариату.
Именно поэтому мусульманские правоведы
полагают, что муджтахид (облеченный правом
на иджтихад знаток шариата) не создает
новое правило поведения, а лишь ищет и
«извлекает» его, обнаруживает решение,
изначально содержащееся в шариате - если
не в его точных положениях, то в его многозначных
предписаниях или общих принципах и целях.
3.2. Иджма
Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Один из адатов гласит: "То, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Такое положение позволяло и сейчас позволяет докторам ислама создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям жизни. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше.
Для того чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем» (орф). Требуемое единство - это единство компетентных лиц (муджтахидов и факихов) - фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу закона.
Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкрепляют мнение, высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному выражению Сноук-Юргронье, - пишет Эдуард Ламбер, - иджма в настоящее время представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Коран и Сунна - это только его исторические основы. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий уважению ортодоксальности акт, как и верующий католик, который хотел бы сам установить смысл церковных текстов, изданных в подтверждение ее догм... Этот третий источник мусульманского права - иджма - имеет исключительно большое практическое значение.
Только
будучи записанными в иджму, нормы
права независимо от их происхождения
подлежат применению»3.
3.3. Кияс
Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом человека». Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.
Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Благодаря наличию рассуждения по аналогии, создана возможность рационального толкования источников мусульманского права; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые нормы.
В
качестве дополнительного источника права
шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие
непосредственно в само мусульманское
право в период его становления, но не
противоречившие прямо его принципам
и нормам. При этом признавались правовые
обычаи, сложившиеся в самом арабском
обществе (урф), а также у многочисленных
народов, покоренных в результате арабских
завоеваний или же подвергшихся в более
позднее время влиянию мусульманского
права (адаты) 4
.
______________________________
3 Lambert E. Fonction du droit civil compare. 1908. P. 328
4 Жидков
О.П. История государства и права зарубежных
стран. - М.,1996.
3.4. Фирманы, кануны
И, последнее, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы.
В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны.
Фирманы
и кануны тоже не должны были противоречить
принципам шариата и дополняли
его, прежде всего нормами, регламентирующими
деятельность государственной власти
с населением.
5
______________________________
5 История
государства и права зарубежных стран.
Под ред. Жидкова О. П. ч.1. М,. 1996. стр. 422
4. Заключение.
В заключение я хотел бы сделать вывод.
Наиболее важным из этих аспектов является неразрывная связь шариата с исламом. Шариат не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без шариата, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. Я не утверждаю, что шариат весь состоит из таких норм, но многие правовые институты, в нем существующие требуют кардинального пересмотра, что опять же противоречит исламу. Хочу также добавить наличие этих институтов не выделяет шариат, а наоборот роднит с многими другими правовыми системам Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в
священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они, прежде всего
являются
нормативно-религиозмыми предписаниями
или моментом мусульманско-правовой
идеологии. А правом в полном смысле слова
становятся только те из них, которые реально
действуют и поддерживаются государством.
Ведь нормы шариата не утратили свою актуальность
и по сей день.
Список литературы.
1. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980 г.
2. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996 г.
3. Сюкиянен А.Р. "Мусульманское право". -М., 1986 г.
4. Сюкияйнен Л.Р. «Шариат и мусульманско-правовая культура» М., 1997
5. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского, М., 1963
6. Шарль Р. «Мусульманское право». М, 1959
7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. «Основные правовые системы современности». М., 1999
8. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980 г.
9. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. - М., 1996 г.
Информация о работе Мусульманское право (шариат): основные источники и институты