Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать общие характеристики мусульманского права.
Основные задачи курсовой работы:
- раскрыть соотношение шариата и мусульманского права;
- дать характеристику специфических черт мусульманского права;
- выявить проблемы определения источников мусульманского права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА……………….5
1.1. Соотношение шариата и мусульманского права………………………..5
1.2 Специфические черты мусульманского права…………………………..8
1.3. Проблемы определения источников мусульманского права …………12

2. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН: ПРАВО АРАБСКОГО
ХАЛИФАТА……………………………………………………………………..16
2.1. Право личного статуса…………………………………………………...16
2.2. Правовое регулирование имущественных отношений………………...17
2.3. Обязательства…………………………………………………………….19
2.4. Семейные отношения…………………………………………………….21
2.5. Наследственное право……………………………………………………23
2.6. Преступления и наказания……………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….….30

Файлы: 1 файл

Мусульманское_право.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО  ПРАВА……………….5

    1.1. Соотношение шариата и мусульманского права………………………..5

    1.2 Специфические черты  мусульманского права…………………………..8

    1.3. Проблемы определения источников мусульманского права …………12

 

2. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН: ПРАВО  АРАБСКОГО 

ХАЛИФАТА……………………………………………………………………..16

    2.1. Право личного статуса…………………………………………………...16

    2.2. Правовое регулирование  имущественных отношений………………...17

    2.3. Обязательства…………………………………………………………….19

    2.4. Семейные отношения…………………………………………………….21

    2.5. Наследственное право……………………………………………………23

    2.6. Преступления и наказания……………………………………………….24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Мусульманское право - одна из основных систем права современности; термин, используемый в нескольких значениях. Как правило, мусульманское право понимается как синоним шариата (его нормативной стороны) или фикха (в значении права). Считается, что становление классического мусульманского права связано с разработкой фикхом-доктриной основополагающих правовых понятий, категорий и конструкций на основе интерпретации шариата как системы, позволяющей дать оценку любого поступка мусульманина.

Характерной чертой мусульманского права является то,  что  государство непосредственно не участвовало в  формировании  большинства  его  норм. Оно выполняло  свою  правотворческую  роль  косвенно-   путем   санкционирования выводов мусульманско - правовых толков (масхабов). Роль  основного  источника мусульманского  права  в  юридическом  смысле   принадлежала   доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей  и  налагая на них обязанность решать дела  на  основании  учения  определенного  толка.

Коран в этих условиях можно рассматривать как  общую  идеологическую  основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число  его  норм  исходит  из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (Сунны).

Изучение мусульманского права, как самостоятельной  правовой  системы, представляет не только исторический, общетеоретический,  но  и  практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится  мусульманскому  праву  в правовом  развитии,   политике   и   идеологии   страм   Востока,   наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие  возможности  активно действовать   в   новой   исторической   обстановке.   Особую   актуальность приобретает анализ  того  места,  которое  занимает  мусульманское  право  в правовом развитии зарубежного Востока, а это  в  свою  очередь  предполагает изучение его теоретических основ, выявление  особенностей  его  структуры  и влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы  также заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.

Цель курсовой работы -  исследовать общие характеристики мусульманского права.

Основные задачи курсовой работы:

- раскрыть соотношение шариата и мусульманского права;

- дать характеристику специфических черт мусульманского права;

- выявить  проблемы определения источников мусульманского права;

-  исследовать право мусульманских стран: право арабского халифата по таким категориям как право личного статуса, правовое регулирование имущественных отношений, обязательства, семейные отношения, наследственное право, преступления и наказания.

Объект исследования – мусульманское право.

Предмет исследования – специфические черты и характеристики, присущие мусульманскому праву как категории.

При написании курсовой работы была использована научная и учебная литература таких авторов как Вениосов А. В., Ильинский Н. И., Омельченко О.А., Сажина В. В., Шинкаренко К. И. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

1.1. Соотношение шариата  и мусульманского права 

Отношение к шариату как к совокупности предписаний, ниспосланных Аллахом и переданных им людям через своего посланника пророка Мухаммеда, легло в основу мусульманской концепции права, в соответствии с которой право в целом и все конкретные правовые решения должны выводиться в конечном счете из шариата1. Сложились два основных подхода к правовому осмыслению последнего. Одни мусульманские юристы стремились формулировать правовые оценки путем максимально точного следования Корану и сунне, а другие предпочитали «извлекать» право из шариата на основе широкого использования рациональных методов толкования его смысла, а не букв. Сочетание этих двух подходов легло в основу учения об источниках фикха о методах формулирования правовых решений (усуль аль-фикх). Ставшее стержнем мусульманской концепции права, это учение исходит из того. что основными источниками права (фикха) являются Коран и сунна, которые либо непосредственно содержат конкретные правила поведения, либо предлагают пути их «извлечения» из божественного откровения. Другим основным источником считается аль-иджма, под которым мусульманская концепция права постепенно стала понимать единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, не прямо урегулированным Кораном и сунной. Еще одним основным источником права (фикха) признается кыяс - решение вопросов, на которые нет конкретных ответов в Коране и сунне, по аналогии. Кроме того, классическая мусульманская концепция права допускает иные рациональные приемы формулирования правовых оценок в качестве дополнительных, подчиненных источников. Как и кыяс, они считаются изначально предусмотренными Кораном, сунной или аль-иджма и представляют собой различные проявления иджтихада - творческого рационального поиска правовых решений.2

Ориентация на источники, авторитет которых опирается на их божественное происхождение, в сочетании с широким использованием рациональных методов формулирования правовых решений - характерная черта мусульманской концепции права. Другая ее яркая особенность - разнообразие оценок, расхождения не только между различными школами фикха- доктрины, но и между последователями одного толка. Еще одна отличительная черта мусульманской концепции права состоит в том, что она предпочитает искать конкретные индивидуально-правовые решения, нежели формулировать общие абстрактные нормы.

Вместе с тем акцент мусульманской концепции права на казуальность сочетается с выработкой общих целей и принципов правого регулирования правовых концепций, обосновывающих некоторые исходные начала и цели правовых предписаний. В частности, одна из центральных идей мусульманской концепции права заключается в том, что любой поступок мусульманина должен оцениваться на основе установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях.3

Это положение конкретизируется в делении всех поступков человека на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Кроме того, мусульманская концепция права видит назначение права в удовлетворении интересов и потребностей человека, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи считаются излишествами. Одновременно предполагается, что любая правовая норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей - религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Взаимосвязь духовного и мирского, характерная для мусульманской концепции права, прослеживается также в классификации всех защищаемых правом интересов и субъективных прав на принадлежащие Аллаху, отдельным людям либо одновременно как Всевышнему, так и индивидам.4

Ряд исходных начал мусульманской концепции права испытывает заметное влияние религиозно-этических идей умеренности, исключения риска и крайностей, необременения человека. Они лежат в основе известной аксиомы, согласно которой исходной оценкой действий, высказываний и ситуаций является дозволение, если иное не предусмотрено Кораном или сунной. Однако, демонстрируя заботу об индивидуальном праве, шариат следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу. Стремление избежать вреда - одно из исходных начал шариата. Оно тесно связано с идеей справедливости, четко сформулированной в Коране: "А когда вы говорите, то будьте справедливы", "И скажи: "Я уверовал в то, что ниспослал Аллах из писания; мне поведено быть справедливым между вами", "Мы ниспослали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости". Принцип справедливости в свою очередь лежит в основе идеи равенства: "Люди равны, как зубья у гребня". Известно, что исламу чужды формальные различия между людьми по социальным или этническим признакам, имущественному положению; не признает он и сословных делений. Предпочтение отдается тем, кто более привержен вере: "Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый".

Универсализм шариата, взаимодействие в нем религиозно-этического и правового начал ярко проявляются в оценке им того или иного поступка. Шариат допускает возможность двух подходов, один из которых берет за основу внутренние намерения человека, а другой - его внешнее поведение. Кстати, именно на таком несовпадении традиционно было основано одно из различий функций муфтия и кади: первый в своих суждениях относительно конкретного дела исходил преимущественно из религиозных соображений, а второй - учитывал чисто правовые, формальные моменты. Поэтому их оценки одного и того же поступка могли не совпадать, но обе признавались действительными. Не случайно шариат исходит из того, что гарантиями соблюдения большинства его норм являются как потусторонние, религиозные санкции, так и земная, правовая ответственность. Закономерно поэтому, что при решении чисто мирских вопросов эти основополагающие начала, как правило, взаимодействуют с собственно правовыми принципами, анализ которых особенно важен для точного определения природы шариата в его соотношении с мусульманским правом. Дело в том, что если шариат представлять, как это принято в исламской мысли, в качестве совокупности предписаний Корана и сунны, взятых в их буквальном выражении и в строгом соответствии с контекстом данных источников, то в нем можно обнаружить относительно немного положений правового характера (прежде всего по вопросам брачно-семейных отношений и наследования). Вне этих рамок шариат в точном, собственном понимании заключает в себе лишь потенциальную возможность быть источником права. Такая возможность превращается в действительность тогда, когда отдельные стихи (айаты) Корана или предания (хадисы) получают правовое истолкование. Роль такого интерпретатора шариата играла мусульманско-правовая доктрина (фикх). Вслед за доктриной тесно связанным с религией оказалось и само мусульманское право. Ориентация мусульманского права на шариат является непременным условием его легитимности. Если бы право не отличалось этими качествами, оно не могло бы действовать в исламском обществе в условиях всепроникающего социально-религиозного контроля.

 

1.2 Специфические черты мусульманского права 

Для мусульманского права, как и для любой правовой системы, свойственна своя специфика трех основных проявлений права - норм, правосознания и поведения. Мусульманское право отличается их особой близостью между собой, когда правовая норма воспринимается верующими как выражение своих представлений о должном и справедливом, что предопределяет и готовность подчинить свое поведение данному правилу. Вместе с тем вывод о религиозном характере исламской философии права и правосознания, в целом определяющих легитимность мусульманского права, нельзя безоговорочно переносить на него самого. Тесное взаимодействие с религией определяет не столько собственную природу мусульманского права, сколько специфику его восприятия, эффективность действия. особую идейную роль. Поэтому было бы ошибкой смешивать шариат с мусульманским правом. Шариат, нередко называемый "божественным законом", - в целом религиозное, а не правовое явление. Он служит общей мировоззренческой основой для мусульманского права как относительно самостоятельного феномена, связанного с религией прежде всего через исламское правосознание. Схематично взаимосвязь религии, доктрины и права в исламе можно представить следующим образом: Коран и сунна, т.е. религиозные предписания, составляют содержание и источник шариата, который в свою очередь является основой доктрины (фик-ха), играющей роль ведущего источника мусульманского права. Однако природа мусульманского права заключается не в его подчинении божественному откровению, а прежде всего в отражении в нем идеи права. Сформулированные доктриной нормы, принципы, конструкции лишь внешне представляются как «извлеченные» из шариата. На практике же они нередко весьма далеко отходят от первоначального значения священных текстов. Фикх не связан их буквальными формулировками. В результате осмысления правовой доктриной предписания шариата как бы выделяются из его общего содержания, становятся относительно самостоятельными, приобретая правовые черты. Точнее, в некоторые из айатов Корана и хадисы доктрина вкладывает правовой смысл, а другие становятся для нее основой, источником, отправным пунктом формулирования правовых выводов. Приведем только два примера трансформации религиозно-нравственных предписаний шариата в правовые конструкции. Так, отталкиваясь от хади-са «не допускается причинять вред и отвечать ущербом на ущерб», мусульман-ско-правовая доктрина обосновала концепции злоупотребления правом и причинения ущерба как основания ответственности. Всего три требования Корана, которые обязывают: консультироваться при принятии важнейших решений ("А дело их - по совещанию между ними", "И советуйся с ними о деле": вершить все дела по справедливости ("Поистине, Аллах приказывает справедливость", "Аллах, поистине, повелевает вам... когда вы судите среди людей, то судить по справедливости"): подчиняться правителю ("Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас"), - были положены в основу детально разработанной мусульманскими правоведами теории "исламского правления" - организации и деятельности государства.5

Решающая роль доктрины в правовом осмыслении шариата еще ярче проявляется в общих принципах права, сформулированных еще в средние века. Их авторитет наглядно выразился в официальном включении 99 из них в так называемую Маджаллу - принятый в Османской империи в 1869-1876 гг. свод мусульманско-правовых норм по вопросам гражданского и судебного права. Приведем лишь некоторые правовые принципы шариата, многие из которых отражают и переводят на юридический язык его религиозно-этические установки. Например, характерное для шариата стремление не обременять человека излишне жесткими обязательствами находит выражение в таких правовых принципах. как "затруднение влечет облегчение" или "необходимость делает разрешенным запретное". В ряде принципов прослеживается желание исключить нанесение ущерба или по возможности уменьшить его: "ущерб должен быть компенсирован", "ущерб не может возмещаться причинением вреда", "допускается нанесение вреда частного во избежание ущерба общего", "из двух зол выбирается менее тяжкое", "предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды". Внимание к обеспечению индивидуальных интересов и прав, в частности к собственности как к одной из защищаемых шариатом ценностей, лежит в основе принципов: "приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен", "никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без правового основания".

Кораническая идея справедливости конкретизируется правовыми принципами, которые, по существу, обосновывают презумпцию невиновности: "Исходным является предположение об отсутствии имущественных обязательств". "Бремя доказывания лежит на истце, а ответчику достаточно дать клятву". Кстати, клятва в суде наглядно отражает взаимодействие религиозного и правового начал в решении юридических вопросов. Аналогичный подход заметен в тех правовых принципах, в которых отражается зависимость оценки поведения человека от его внутренних мотивов:

«дела оцениваются по преследуемым ими целям», «содержание сделок зависит не от слов, а определяется целями, которые преследуют при их заключении. и смыслом, который в них вкладывают».

Интересно сопоставить такой взгляд с противоположным - акцентом на формальных аспектах поведения, зафиксированным известным хадисом: «Мы судим по видимой, внешней стороне дела, а его сокровенный смысл ведает Аллах».6

Указанные принципы были сформулированы мусульманскими юристами на основе рационального осмысления всех источников мусульманского права и многовековой практики его действия. Их разработка - заметный вклад мусульманской юриспруденции в развитие шариата и одновременно в мировую правовую культуру. Данные принципы имеют правовую природу и не носят религиозного характера. Показательно, что среди них нет ни одного айа-та Корана, а единственному хадису придан чисто правовой смысл.

Информация о работе Мусульманское право