Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:01, контрольная работа
Мусульманское право – одна из основных правовых систем мира. Мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии ислама.
В данной работе будут рассмотрены основные этапы становления концепции мусульманского права, его источники, соотношение мусульманского права и шариата, а также особенности мусульманского права в современной России.
Введение 3
1. Этапы становления мусульманского права 4
2. Источники мусульманского права 6
3. Мусульманское право и шариат 8
4. Особенности мусульманского права в современной России 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «История государства и права зарубежных стран»
Тема: «Мусульманское право»
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Мусульманское право – одна из основных правовых систем мира. Мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии ислама.
В данной работе будут рассмотрены основные этапы становления концепции мусульманского права, его источники, соотношение мусульманского права и шариата, а также особенности мусульманского права в современной России.
Для исследователя, представляющего европейскую правовую традицию, оно представляет особый интерес по причине значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами – евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англосаксонской)1.
Мусульманское право – составная часть, стержень мусульманского образа жизни. Мусульманин по сути своей правовой человек, который живет по праву, причем его правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Нормы права и сознание (точнее – правосознание) верующего максимально сближены. Именно этим и сильно мусульманское право.
Само по себе мусульманское право – сложное, многообразное явление, включающее два основных элемента: религиозно-этический (акида) и собственно правовой (фикх), которые следует всегда рассматривать в диалектическом единстве. Образно говоря, одной своей стороной мусульманское право обращено к небу, другой - к земле, божественное и человеческое (антропологическое) его начала тесно переплетены2.
Для всестороннего анализа современного состояния мусульманского права необходимо изучить предшествующую историю. В истории становления концепции мусульманского права условно можно выделить три этапа:
Мусульманское право представляло собой право ранних средневековых юристов. Используя Коран и сунну в качестве его основы, последующие поколения мусульманских юристов создали характерные принципы мусульманского права. Письменное мусульманское право представляло собой массу индивидуальных ответов на собранные вместе характерные вопросы, которые использовались в качестве отправной точки при рассмотрение конкретных казусов. Применение многочисленных трудов мусульманских юристов способствовало развитию юриспруденции посредством аналогии (кияса). Таким образом, о мусульманском праве можно говорить, как о праве юристов.
В теории мусульманское право представляет собой исключительно идеальное право. На практике многие из его норм и принципов были предназначены для идеального общества, которого не существовало.
Второй этап становления мусульманского права можно назвать эпохой колониализма, в которой правовые взгляды и представления независимых мусульманских государств находились под политическим влиянием доминирующих европейских держав.
Этот период можно охарактеризовать как эпоху независимости мусульманских государств. После окончания Второй мировой войны на Ближнем Востоке стали создаваться независимые мусульманские государства. Они стремились установить свои исламские порядки. Почти все из них закрепили в своих конституциях ислам в качестве государственной религии, а мусульманское право в качестве главного или первостепенного источника права и законодательства. Со времени независимости в этих странах сохранялась унаследованная тенденция дуализма. С одной стороны, продолжала существовать и функционировать светская по европейскому образцу правовая система со своими собственными законами и судами, с другой – возрастала усеченная система мусульманского права. Некоторые страны в действительности начали полностью упразднять суды мусульманского права и передавать их дела в светские суды.
В 50–60-е и 70-е гг. возросло количество мусульманских стран, принявших законы личного статуса, начиная с иорданского закона от 1951 г. В отличие от своих предшественников, эти законы предусматривали не только кодификацию права, но также и восполнение пробелов правовой техникой. Эта тенденция достигла своего апогея в тунисском законе личного статуса от 1956 г., в котором коранические положения были реинтерпретированы для поддержки запрета на полигамию и права мужа на односторонний развод своей жены. Последующие кодификации не отличались такой смелостью.
Эти две тенденции (секуляризации и кодификации норм мусульманского права) так укоренились, что профессор сэр Норман Андерсон в своей книге «Law reform in the Muslim Worlds, опубликованной в 1976 г., предсказал: «Будущее станет свидетелем исчезновения как шариата, так и общих судов, унифицированными национальными судами будет применяться свод кодифицированного права, который будет представлять определенный синтез между западными и мусульманскими концепциями»3
Источники мусульманского права обладают значительным своеобразием и весьма отличаются от традиционных европейских – правовых источников. Относительно источников и их системы у исследователей нет единства мнений: называют различное их число и различные классификации. Представляется возможным разделить все источники мусульманского права на два вида: источники ислама как религии – Коран и Сунна – и собственно правовые источники. Основными источниками второй группы, называемыми всеми исследователями, являются: единогласное мнение авторитетов – иджма, умозаключение по аналогии – кийас и решение лица, обладающего высшей религиозной и юридической властью, по тем или иным вопросам – фетва.
Л.Р. Сюкияйнен считает, что источником мусульманского права является доктрина. Коран и Сунна, согласно данной точке зрения, не использовались непосредственно на практике. Применялись их доктринальные выводы из буквы писаний, подчас расходившиеся с непосредственным текстом. Доктрина, понимаемая таким образом, включала аналогию, иджму и иные второстепенные и вспомогательные источники (обычаи и т.п.).
Коран является в мусульманском праве главным источником права, лежащим так или иначе в основе всех иных положений права. В соответствии с религией ислама Коран представляет собой откровение Бога, ниспосланное Мухаммеду. Коран состоит из стихов (аятов), число которых составляет 6342, и глав (сур), количество которых 114. Первоначально Коран не составлялся в одну книгу, а заучивался наизусть его хранителями – хафизами. Но впоследствии из-за разночтений и иных причин он был собран и отредактирован. Коран является основной вероучительной книгой в исламе, и основное место в нем занимают вопросы религии, этики, культа и т.п.
Второе, после Корана, место в иерархии источников шариата занимает Сунна, или предание. Она включает в себя слова, решения, действия Мухаммеда, а также его сподвижников. Сунна состоит из отдельных повествований – хадисов и служит пояснением к тому, что сказано в Коране. Повествования Сунны соотносятся с Кораном трояко: они могут совпадать с положениями Корана и подтверждать их; они могут пояснять и детализировать их; они могут содержать и новые положения, отсутствующие в Коране.
В качестве одного из источников шариат признает аналогию, или кийас. Ее достоинством можно считать то, что она освобождает судей от подчинения устаревшим догмам и мертвой букве, а отрицательной стороной то, что она поощряет личное усмотрение судьи, часто граничащее с произволом.
Иджмой как источником мусульманского права является единодушное мнение крупнейших правоведов и богословов по тем религиозным и правовым вопросам, которые не были решены в Коране и Сунне. Данное единодушное мнение выражалось преимущественно на специальных собраниях, созываемых по конкретным поводам. Все мусульманские юридические школы и доктринальные течения признают иджму.
Фетвой в шариате являются решения лица, обладающего высшей религиозной и юридической властью, по соответствующим религиозным и юридическим вопросам4.
В исламской традиции термин «шариат» используется для обозначения начертанного Аллахом пути, следуя по которому правоверный достигает совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Шариат, в представлении мусульман, – это единственно правильный путь, по которому следует идти, это идеал, к которому надо стремиться. Но утверждение, что «мусульманин живет по шариату» стало расхожим. Такое утверждение основано на том, что мусульманское право обычно отождествляется с шариатом, который, в свою очередь, представляется как универсальная система; религиозное начало в этой системе принципиально не отделено от правового. Однако углубленный анализ данной проблемы позволяет провести достаточно последовательное различение понятий шариата и мусульманского права.
Источниками шариата являются Коран и сунна – собрание преданий (хадисов) о деяниях и высказываниях пророка Мохаммеда, в которых воплощено божественное откровение. Одновременно в исламской литературе утвердилось определение шариата как совокупности обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через пророка.
Шариат никогда не исчерпывался догматическими и культовыми постулатами, определяющими внутренний мир мусульманина, его религиозную совесть. Не меньшее, а возможно, даже большее значение шариат уделяет проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в их отношениях между собой, с властью, с иноверцами.
Большинство представителей различных течений исламской мысли и мусульманско-правовых школ считают, что шариат состоит из трех основных частей – религиозной догматики, исламской этики и практических норм. Практические нормы, в свою очередь, делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и предписания, регулирующие светские взаимоотношения мусульман.
Исследуя особенности шариата как нормативной системы, ученые приходят к разным выводам. Согласно одному из них, в шариате имеются готовые правила поведения, на все случаи жизни. Он представляет собой универсальную, не имеющую пробелов систему норм, досконально регулирующею образ жизни мусульман. В исламских регионах шариат чаще всего и воспринимается как всеобъемлющее мусульманское право. Этот же смысл вкладывается в выражение «законы шариата».
Такое мнение, однако, разделяется не всеми. Многие авторитетные исламские ученые придерживаются иной точки зрения. Они считают, что нормативная сторона шариата складывается из двух основных групп предписаний. Первая группа – положения Корана и сунны, которые имеют ясный смысл и понимаются однозначно. Ко второй группе предписаний, имеющих также религиозную природу, относятся те, в которых предусмотрены лишь ориентиры, общие рамки поведения, причем по вопросам взаимоотношений людей здесь заметно преобладают многозначные положения. Особенностью этих норм шариата является то, что они неодинаково толкуются различными мусульманско-правовыми школами. Все нормативные предписания шариата тесно связаны с так называемыми корнями фикха, выполняющими роль источников исламских правил поведения.
Мусульманско-правовая доктрина как одна из шариатских наук имеет ярко выраженную религиозную направленность. Ее ориентация на основополагающие догмы ислама неизбежна в условиях господства pелигиoзнoгo мировоззрения, а вслед за доктриной тесно связанным с религией оказалось и само мусульманское право. Исламское правопонимание исходит из того, что право – не творение человека или государства, а выражение воли Аллаха. Люди в состоянии лишь находить правовые решения в общих рамках шариата.
Для мусульманского права, как и для любой правовой системы, характерна взаимосвязь правовых норм, правосознания и поведения. Однако яркая религиозная окраска мусульманского права предельно сближает эти компоненты. Центральная роль в этой триаде принадлежит правосознанию, которое соединяет в себе религиозные и собственно правовые представления. Поэтом было бы ошибкой отождествлять мусульманское право с шариатом.
Подводя итог сказанному, еще раз укажем на необходимость различия понятий «мусульманское право» и «шариат». В основу такого различия должны быть положены правовые критерии. Шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат – это в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него мусульманское право – преимущественно правовой феномен, хотя и предстающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание.
Было бы заблуждением считать, что в мусульманских странах всегда применялись и продолжают действовать лишь нормы, взятые непосредственно из шариата (Корана и сунны), а все остальное безоговорочно отвергается. На самом деле шариат и основанное на нем мусульманское право никогда не были здесь единственным законом. В исламском мире всегда сосуществовали самые различные традиции и обычаи. В этой связи немаловажное значение приобретает вопрос о соотношении шариата и адата.
Под адатом (in арабского «ада», мн. ч. «адат» - обычаи, привычки) принято понимать местные обычаи и правила поведения мусульман того или иного региона. В качестве специального термина, употребляемого в научном исламоведении, адат означает обычаи и традиции, регулирующие образ жизни мусульман наряду с шариатом. Теоретически шариатские принципы и нормы признаются обязательными к исполнению и стоящими выше любых иных правил поведения, в том числе и адата. Поэтому в целом мусульманско-правовая наука допускает использование адата лишь при условии его непротиворечия шариату5.