Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:01, контрольная работа
Мусульманское право – одна из основных правовых систем мира. Мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии ислама.
В данной работе будут рассмотрены основные этапы становления концепции мусульманского права, его источники, соотношение мусульманского права и шариата, а также особенности мусульманского права в современной России.
Введение 3
1. Этапы становления мусульманского права 4
2. Источники мусульманского права 6
3. Мусульманское право и шариат 8
4. Особенности мусульманского права в современной России 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Исследование Сюкияйнена наиболее актуально из представленных, так как рассматривает вопросы сосуществования мусульманского права и российского законодательства
Одним из сильнейших факторов, негативно повлиявших на развитие мусульманской культуры в России, искажение и даже утрату многих ее элементов, была десятилетиями проводившаяся государственная политика агрессивного атеизма, последствием которой стали отсталость религиозных институтов и сравнительно низкий уровень знаний самих мусульман. Причиной такого состояния является также длительная изоляция российских мусульман и исламских институтов от остального исламского мира, ведущих центров исламского знания. В итоге наблюдается заметное отчуждение их от достижений современного ислама, его духовной, интеллектуальной, политико-правовой культуры.
Российские исламские религиозные центры не приобщены в достаточной мере и к практическому опыту современного ислама, а поэтому не готовы к поиску ответов на мирские проблемы, с, которыми сталкиваются мусульмане в динамично меняющемся российском обществе. Нынешнее возрождение ислама в России ограничено религиозно-культовыми рамками, а в образе жизни мусульман, в его социальных и культурных составляющих продолжают преобладать архаичные формы быта и отсталая культура. Налицо явное расхождение между культовой и светской сторонами ислама или, говоря словами исламских мыслителей, исламом-религией и исламом-государством.
Усугубляет положение и то, что российский ислам – это ислам в немусульманской среде, где в отношении его проявляется, как правило, настороженность, недоверие, а то и враждебность. Несмотря на довольно высокий престиж научного исламоведения, в российском обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры, тем более современной. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления, которые не способствуют налаживанию межконфессиональных отношений, преодолению национально-этнических конфликтов с религиозным подтекстом.
Еще одна черта, характерная для российского ислама, – тесная связь с национализмом, нередко выступающим как элемент «политического ислама». Ислам в современной России чаще всего приобретает политическую окраску. Правда, имеется больше оснований говорить не о политизации ислама, а об исламизации политики, использовании ислама в качестве инструмента достижения политических целей. Однако в общественном мнении и средствах массовой информации ислам представляется прежде всего как политический фактор, а не определенный образ жизни и культура.
Особенно остро ощущается недостаток знаний о мусульманско-правовой культуре. Властные структуры, разрабатывающие и осуществляющие правовую политику, не обладают достаточным опытом решения проблем мусульман и исламских институтов с учетом мусульманского права, не располагают адекватной информацией о нем самом, о его месте в современные правовых системах и взаимодействии с другими правовыми культурами, а также о подходах мусульманско-правовой доктрины к таким вопросам, как соотношение в исламе религиозного и светского начал, религии и права, государства и религии, – вопросам, имеющим актуальное значение для России.
Недостаток знаний в области мусульманской правовой культуры приводит к тому, что, например в республиках Северного Кавказа под видом возрождения шариата легализуются обычаи и традиции, не имеющие с правом ничего общего, принимаются на этой основе не правовые законы. Некоторые местные обычаи (например, кровная месть) воспринимаются населением как неотъемлемая часть шариата. На самом деле шариат решительно их осуждает. Такие обычаи не могут быть легализованы не только потому, что они игнорируют правовые критерии, но и в силу их противоречия с мусульманским правом. Нормы мусульманского права могут быть весьма эффективными в преодолении тех адатов, которые под видом заботы о свободе, чести и достоинстве способствуют сохранению неравенства и произволу.
Обращение к мусульманскому праву в целях преодоления не правовых адатов, как правило, оказывается значительно результативней обычных законодательных мер. В этом ярко проявляется его роль не только как собственно правового инструмента, но и как мощного идеологического и социально-психологического фактора, поскольку действенность мусульманского права объясняется его особой близостью к правосознанию и мировоззрению мусульман, воспринимающих это право в тесном единстве с шариатом, а значит – со своими национально-культурными корнями и верой. Обладая авторитетом в глазах мусульман, мусульманское право само выступает в качестве инструмента легитимации по отношению к позитивному законодательству. Для мусульман исключительно важно осознавать, что действующее законодательство, по крайней мере, не противоречит ценностям шариата и основным принципам мусульманского права.
К сожалению, существующие в сегодняшней России судебная и правоохранительная системы не учитывают эти особенности правосознания и мировоззрения мусульман в своей правоприменительной практике. Порядок разрешения споров в судах слабо ориентирован на местные обычаи и доказавшие свою эффективность правовые традиции регионов, исторически связанных с исламом. Столь же слабо они используются и в законодательной практике субъектов федерации.6
Изученные в контрольной работе статьи отвечают на вопросы о сущности мусульманского права в современном российском обществе и его влиянии на российское законодательство, рассмотрены этапы его становления, но хотелось бы еще отметить некоторые аспекты.
В настоящее время классическое мусульманское право не воплощено полностью в праве ни одного государства, включая и те из них, которые наиболее последовательно следуют исламским нормам. Это связано с тем, что начиная с Нового времени, на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав. Мусульманский мир насильственно был открыт влиянию европейских держав, мусульманское право в реальной жизни потеряло свою господствующую роль7.
В настоящее время в некоторых российских регионах предпринимаются попытки возродить мусульманско-правовые традиции, поэтому вопрос о будущем мусульманского права в России приобретает особую актуальность. Практика «современного» мусульманского права в ряде стран Востока подтверждает, что правовые системы, построенные на сочетании и взаимодействии элементов различных правовых культур – исламской и европейской (как континентальной, так и англосаксонской), – могут успешно развиваться. Для нашей страны этот опыт имеет особое значение. Его изучение, осмысление и освоение помогут преодолеть искаженные представления о мусульманском праве, а также обосновать совместимость мусульманского права с европейской правовой культурой.
Особенно важно иметь это в виду при разработке правовых решений в регионах России с преобладающим мусульманским населением. Власть здесь лишь укрепила бы свои позиции, если бы в основе ее правовой политики лежал принцип соотнесения принимаемого законодательства с исходными началами мусульманского права.
Ислам декларирует законопослушание и лояльность по отношению к власти, готовой уважать разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современным правовым системам и не противоречит принципам российского права. Поэтому от признания достижений мусульманско-правовой культуры, включения некоторых из них в действующее законодательство выиграют не только мусульмане, но и иные конфессии, российское общество в целом8.
1. Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10.
2. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999.
3. Цмай В.В., Таилов Р.З. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История церковных отношений. 2005. №1.
1 Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10. С. 21
2 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999. С. 82.
3 Цмай В.В., Таилов Р.З. Основные этапы становления концепции мусульманского права // История церковных отношений. 2005. №1.
4 Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10. С. 21-22
5 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999.С.82-86
6 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999. С. 88-89.
7 Артемов В. Мусульманское право // Право и религия. 1997. №10. С. 21
8 Сюкияйнен Л.Р. Шариат, обычай, закон: координаты правового бытия российского мусульманина. Сб. Человек и право. М., 1999.С.89-91