Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие в последнее время в жизни российского общества стимулируют изыскания в области государства и права. Сами по себе такие социальные явления как государство и право представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют очень важную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом. Правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником. На мой взгляд, вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права и поэтому я решила рассмотреть его в моей курсовой работе. Затрагиваемые в работе проб

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Изменения, происходящие в  последнее время в жизни российского  общества стимулируют изыскания  в области государства и права. Сами по себе такие социальные явления  как государство и право представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они  играют очень важную роль в жизни  отдельного индивида и общества в  целом. Правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю  деятельность людей, а государство  является довольно активным их участником. На мой взгляд, вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических  познаний государства и права  и поэтому я решила рассмотреть  его в моей курсовой работе. Затрагиваемые  в работе проблемы в известной  мере традиционны и сравнительно изучены в российском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью  ее основных положений. И все же обращение  к проблематике, казалось бы, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объясняется, прежде всего, ее практической значимостью. Вопрос о правовых нормах касается, прежде всего, того, как образуются и реализуются государственно-обязательные правила поведения. Очевидна теоретическая  значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой  проблематике в специальной литературе. До известной степени это естественно: достижение полного единодушия в  решении проблемы упразднило бы, вероятно, саму проблему. Вместе с тем множество  мнений предполагает различную степень  истинности, глубины осмысления изучаемых  явлений. В своей работе я так  же рассматриваю классификацию норм права, анализирую их соотношение и  взаимодействие с прочими социальными  нормами, сравниваю их со статьями нормативного акта.

1.Понятие и  признаки нормы права.

 

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное  и охраняемое государством правило  поведения, выражающее обусловленную  материальными условиями жизни  общества волю и интересы народа, активно  воздействующее на общественные отношения  с целью их упорядочить1.       Норма права характеризуется как исходящее от государства общее правило поведения, выражающее согласованную волю социальных слоёв и групп населения, регулирующее определённый вид общественных отношений, гарантированное на случай возможного нарушения принудительной силой государства.        – Норма права – начальная «клеточка» системы права, является поэтому носителем всех признаков и свойств, присущих и свойственных праву в целом.            – В норме права закрепляются такие социальные связи, которые имеют наиболее важное значение и ценность для личности, общества и государства, которые являются типическими, постоянно повторяющимися, адресуются неопределённому кругу субъектов этих связей (не персонифицированы).2 Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида. Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество). Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.        Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.       Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как "покупатель" и "продавец". Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость (В.М. Сырых).  Благодаря тому что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│                 ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА                ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────────────┘      │

                                                             │

                                                             │

┌─────────────────────────────────────────────┐              │

│             Общеобязательность              ├──────────────┤

└─────────────────────────────────────────────┘              │

┌─────────────────────────────────────────────┐              │

│          Формальная определенность          ├──────────────┤

└─────────────────────────────────────────────┘              │

┌─────────────────────────────────────────────┐              │

│            Связь с государством             ├──────────────┤

└─────────────────────────────────────────────┘              │

┌─────────────────────────────────────────────┐              │

│    Предоставительно-обязывающий характер    ├──────────────┤

└─────────────────────────────────────────────┘              │

┌─────────────────────────────────────────────┐              │

│              Микросистемность               ├──────────────┘

└─────────────────────────────────────────────┘

 

                   и другие

 

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное,  не персонифицированное правило  поведения, которое распространяется  на большое количество жизненных  ситуаций и большой круг лиц;  государство адресует норму права  не конкретным индивидам, а  всем субъектам - физическим и  юридическим лицам;       2) формальная  определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными  органами либо общественными  организациями и обеспечивается  мерами государственного воздействия  - принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий  характер - представляет собой властное  предписание государства относительно  возможного и должного поведения  людей;

5) микросистемность - правовая  норма выступает в виде специфической  микросистемы, состоящей из таких  взаимосвязанных, взаимоупорядоченных  элементов, как гипотеза, диспозиция  и санкция.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Структура правовой  нормы.

 

Структура любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи  и назначение зависят от вида юридических  норм. Следует, таким образом, различать  структуру юридических исходных (учредительных, отправных) норм и норм — правил поведения.

Структура исходных юридических норм. Эти нормы законодательно

закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального  или процедурного характера. Делается это путем его словесного обозначения  или указания на существенные признаки. Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации и выступают в качестве структурных элементов исходной юридической нормы. Примером может  быть ст. 1 Закона Российской Федерации  «О государственной налоговой службе Российской Федерации»1, которая определяет эту службу как единую систему  контроля за соблюдением налогового законодательства (первый признак), за правильностью исчисления (второй признак), полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и других обязательных платежей, установленных  законодательством (третий признак). Совокупность названных признаков и образует структуру данной юридической нормы. Нет смысла поэтому искать в исходных (учредительных, отправных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию.

Структура норм —  правил поведения. Вопрос о структуре  норм права — правил поведения давно привлекал внимание правоведов.

Так, английский юрист Г. Блэкстон более двух столетий назад  выделял в составе закона четыре части: объявительную, повелевающую, способствующую и наказательную. Немало суждений по данному вопросу высказывалось  и в отечественной, как дореволюционной, так и послереволюционной литературе, и одно.       Нормы права, устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, т.е. являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию. 4

1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные  условия действия нормы, например нормы  УПК, где по пунктам перечислены  обстоятельства, при наличии которых  уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно  определённой (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно  неопределённой (не указывает никаких  фактов, с которыми связано её действие, а предоставляет право органам  власти в необходимых случаях  применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные  ус-

ловия действия нормы, например применение нормы на территории закрытого  военного подразделения);

в) по степени сложности  гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической  нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).5

2. Диспозиция – составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило, поведения указания на права и обязанности   сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся  на базе соответствующей нормы.  Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиций немыслимо ее существование.

Ввиду того, что  законодатель  по – разному  формулирует  содержание диспозиций, иногда требуются определенные логические операции  для того, чтобы  точно определить круг сторон –  участников возникающих  на  базе данной нормы правоотношений, а также  их права и обязанности.  Подобная ситуация  особенно часто возникает  тогда, когда диспозиция  дается не в прямой, а в описательной форме  и когда требуется указание на основные признаки противоправного  деяния или деяний (кража, грабеж, вымогательство, шантаж  и др).

Весьма четко и доступно излагается  содержание нормы права (диспозиция)  и указывается  на права и  обязанности сторон в  договорах  поручительства, подряда, купли-продажи, залога и других гражданско-правовых сделках.

Яркой иллюстрацией  четкого  определения  диспозиции  и  указания на права и обязанности  сторон может  служить, в частности,  ст. 359 Гражданского кодекса  России,  регулирующая отношения,  возникающие  из  договора  о залоге.  В  ней говорится что  «кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче  должнику  либо  лицу, указанному  должником,  вправе в  случае неисполнения  должником  в срок обязательства  по оплате  этой вещи  или возмещения кредитору  связанных с нею издержек и  других  убытков удерживать  ее до тех пор,  пока соответствующее  обязательство не будет исполнено».  Диспозиция в данном случае четко  и целенаправленно (на исполнение требований    закона)  определяет права  кредитора  (удерживать  вещь «до тех пор,  пока соответствующее обязательство не будет исполнено»)  и обязанности должника  (добросовестно исполнить лежащее на нем «соответствующее  обязательство»).6

Санкция - та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхода выглядит следующим образом: «если..., то..., а в противном случае...».              Право на существование имеют и другие подходы к строению юридической нормы. Ведь для того, чтобы возникло (изменилось, прекратилось) правоотношение, достаточно двух элементов:

а) указания на определенные юридически значимые обстоятельства;

б) указания на те правовые последствия, которые эти обстоятельства вызывают. Поэтому если задача анализа текста нормативно-правового акта ограничивается выяснением правовых последствий, которые  вызывают те или иные юридические  факты, то достаточно двухэлементной конструкции  правовой нормы по схеме: «если..., то...».        С другой стороны, если внимательно рассмотреть трехзвенную конструкцию нормы, то можно заметить, что в ней отсутствует еще один элемент, а именно — указание на условия действия санкции. Ведь правоотношения возникают как на основе диспозиции (позитивные, регулятивные правоотношения), так и на основе санкции (охранительные, защитные правоотношения). А для того, чтобы правоотношение возникло, необходимо минимум, как уже было замечено, два элемента. Поэтому юридически целостная правовая норма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее - из двух двухэлементных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если..., то..., а если..., то...». Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный) характер, а второе - охранительный (защитный, обеспечивающий). Поэтому, если требуется проследить логико-юридические связи на уровне нормы, то есть найти не только регулятивную норму, но и обеспечивающее ее юридическое предписание, то следует использовать конструкцию взаимосвязи двух двухэлементных норм.           Здесь идет речь не о том, что двух-, трех-, четырехэлементные конструкции противопоставляются друг другу и правильной является какая-то одна. Право на существование имеют все подходы к строению юридической нормы, и их нужно рассматривать как «набор» моделей, своего рода инструментов для анализа текста нормативно-правового акта, каждый из которых призван решать свои, только ему присущие задачи этого анализа.   Следует обратить внимание еще на один момент, который вызывает обширные дискуссии при реализации общетеоретических конструкций правовой нормы в отраслевых юридических науках. Например, в теории уголовного права. Этот момент связан с терминологическим обозначением элементов правовой нормы и, естественно, с их смысловым содержанием. Дело в том, что термины «гипотеза», «диспозиция» и «санкция» не пригодны для наименования частей двухэлементной нормы, ибо рассчитаны на логику взаимосвязей элементов трехзвенной конструкции. И если еще термин «гипотеза» имеет относительно устойчивое смысловое содержание и может быть использован в обозначении того элемента двухэлементной нормы, который указывает на условия ее действия, понятийное содержание «диспозиции» и «санкции» складывается из ряда смысловых  фрагментов. Так, диспозиция - это:  а) «второй» (после гипотезы) элемент; б) элемент, указывающий на позитивные правовые последствия, на позитивные права и обязанности («само правило поведения»); в) элемент, нуждающийся в обеспечении санкцией. А санкция - это: а) «третий» элемент правовой нормы; б) элемент, содержанием которого являются негативные правовые последствия, меры государственного принуждения; в) элемент, направленный на обеспечение нормального действия диспозиции; г) вступающий в действие в случае ее нарушения.

Информация о работе Норма права