Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Изменения, происходящие в последнее время в жизни российского общества стимулируют изыскания в области государства и права. Сами по себе такие социальные явления как государство и право представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют очень важную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом. Правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником. На мой взгляд, вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права и поэтому я решила рассмотреть его в моей курсовой работе. Затрагиваемые в работе проб

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

           Таким образом, части трехэлементной нормативной конструкции «завязаны» друг на друга, и смысловое содержание каждого из элементов невозможно установить, понять вне связи и соотношения с другими элементами.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация  правовых норм.

 

Нормы права весьма разнообразны по различным своим качествам и свойствам. Среди этих свойств важнейшими критериями классификации норм права являются следующие.         1. Нормы права различаются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют. Такое деление видов правовых норм чрезвычайно важно для практики законотворчества и применения права. Оно совпадает с построением системы права.  

          2. По роли (функциям) норм в механизме правового регулирования различаются, во-первых, нормы общего и конкретного (видового и родового) содержания. Нормы конкретного содержания — это большинство правовых норм, непосредственно устанавливающих права и обязанности сторон, условия их реализации и т. и., содержание отдельных видов правил поведения: права и обязанности участников обязательства купли-продажи, имущественного подряда, виды землепользования; порядок предоставления отпусков работникам предприятий и учреждений; виды преступлений или административных проступков и соответствующие им меры наказания или взыскания (преступления против собственности, против личности и наказания за них; виды нарушений правил дорожного движения и взысканий за них). Такие нормы охватывают отдельные виды, регулируемые правом.Особое значение имеют так называемые специальные нормы (jus singulare), предусматривающие определенные законом исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить особые условия поставки товаров для государственных нужд, к которым применяются специальные правила, предусмотренные § 4 гл. 30 ГК; льготы для инвалидов и участников войны; льготы для работников в условиях Крайнего Севера и т. и. Более общие (родовые), но тем не менее конкретные правила для данного рода отношений имеют, например, нормы, определяющие понятия и основания возникновения отдельных институтов права: понятие и стороны обязательств в гражданском праве (ст. 307, 308 ГК), понятие трудового договора и его содержания в трудовом праве (ст. 15 КЗоТ); виды наказаний в общей части УК в уголовном праве (ст. 21 УК).

                   3. От конкретных норм отличаются нормы всеобщего содержания. Наиболее общее содержание имеют нормы, устанавливающие исходные начала (принципы) или общие определения для всего национального права в целом или отрасли права. К общеправовым нормам-принципам относятся прежде всего нормы гл. I Конституции РФ "Основы конститу- ционного строя", определяющие понятие и наименование Российской Федерации как демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления (и. 1 ст. 1); о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и об обязанностях государства по отношению к ним (ст. 2); о народовластии и формах его выражения (ст. 3); о разделении властей (ст. 10) и др.Конституция РФ определяет также такие исходные понятия, как суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории (ст. 4), принципы федеративного устройства (ст. 5), принципы социального государства (ст. 7) и признания свободы экономической деятельности и форм собственности (ст. 8).8        

Нормы права классифицируются по различным основаниям:

– по отраслевой принадлежности нормы права делятся на нормы  конституционного, административного, гражданского, уголовного права и  др.;            

– по соотносимости с  методами правового регулирования  различают диспозитивные, императивные, рекомендательные, по-

ощрительные нормы;

– по функциональному назначению нормы права разделяются на нормы  материального и нормы процессуального  права. Данное основание классификации  обусловливается особенностью норм  процессуального права которые: адресованы субъектам носителям  властных полномочий; определяют порядок  реализации норм материального права  и имеют «обслуживающий» характер; обеспечиваются специфическими процессуальными  санкциями (отмена решения по делу, признание юридически ничтожным  принятого правового акта и др.) (см. схему 1);

– нормативные предписания  в соответствии с назначением  и местом в системе законодательных  и иных нормативных правовых актов  подразделяются на следующие виды:

1.Нормативные справки  (преамбулы).

2.Отправные нормативные  установления (программные положения – задачи, цели, правовые прогнозы); предписания - принципы (общецивилизационные,  правового государства, общеправовые и др.); нормативные обобщения (дефиниции, конструкции, презумпции и др.). Это все образует нормативный массив общих частей нормативных правовых актов.

3. Предписания-масштабы поведения  – нормативный массив

особенных частей нормативных  правовых актов.

4. Специализированные обеспечивающие  предписания – дополнительные, исключительные, коллизионные, фикции, преюдиции, сроки,  примечания и др. Предложенная  классификация нормативных предписаний  обусловлена структурой нормативных  правовых актов, иерархическим  их соотношением, технико-юридическими  показателями.9

 

 

 

 





 





 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Способы изложения  норм права в статьях  нормативно - правовых  актов.

 

 В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.    Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.  Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.    Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и некоторые другие.   Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.      Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.   Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.   Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.  Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.  Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.    Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.     В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах — правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Нормативный договор. Договор — эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.          Обычай как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.10            Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется лишь в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают. Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права – это единое, общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой. Что такое статья нормативно-правового акта? Это форма выражения, способ изложения правовой нормы. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.   Прямой способ. Суть его состоит в том, что законодатель прямо формулирует, перечисляет все элементы норм права в данной статье. Например: п.1. ст. 253 ГК РФ «Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом».        Также нормы права могут быть изложены отсылочным способом, при котором отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье нормативно-правового акта; в ней делается ссылка к другим нормам, где содержатся нужные предписания. Этот прием применяется для установления связи между частями норм и для того чтобы избежать повторений. Например, в соответствии с п. 1 ст.117 УК РФ: «Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111и 112 настоящего кодекса, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет».       Бланкетный способ является разновидностью отсылочного. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не этого же кодекса, а в статьях других нормативно-правовых актов. Так, например, п. 2 ст. 139 СК РФ гласит: «Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке». Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах. Таким образом, норма права не тождественна статье закона.        Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.   При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии: "При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон

определяются исходя из общих  начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости".

Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака: а) наличие другого  не расторгнутого  брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) недееспособность хотя бы одного лица.11 Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента.      Следовательно, норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав указанные  выше вопросы, можно сделать следующие  выводы:В то время, когда государство  регулирует общественные отношения, правовые нормы - это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных  сторон. Таким образом, правовая норма - это элементарная единица права, конкретный образец (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными  средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное  или санкционированное государством и охраняемое правило поведения.    Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей и зависимости в таком единстве. Частями нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция, которые в свою очередь также имеют различные классификации. Гипотеза и диспозиция классифицируются на:

- абсолютно определенные  и относительно-определенные;

- простые, сложные и  альтернативные.      Также диспозиции делятся на описательные, ссылочные и бланкетные. Санкции подразделяются на абсолютно определенные и относительно-определенные, Правовосстановительные и карательные.    Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и т.д.      Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие мнений, и точек зрения, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.   Развитие норм права наблюдается и в их внешнем выражении. Чем дальше общество шагает в своем развитии, тем сложнее становятся нормативные акты. Появляются отрасли права, которые в свою очередь делятся на институты права. Они также имеют свою структуру: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. Чем больше изучается и развивается право, тем объемнее и точнее становятся правовые акты. Правотворческие органы также имеют свою иерархию, в зависимости от юридической силы издаваемых правовых актов и по сфере их действия.  Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить её организацию в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и роль.

 

1.Комаров С.А,  Малько А.В. «Теория государства и права». Москва  2000.  С.299

2 Борисов Г.А.  «Теория государства и права».  Белгород  2007.  С.174

3   Матузов, Н.И., Малько А.В.  «Теория государства и права».  Москва 2004.  С.145-146

4 Бабаева В.К.  «Теория государства и права».  Москва 2003.  С. 381

5 Григорьева И.В. «Теория государства и права».  2009  Тамбов С.63

6   Марченко  М.Н. «Теория государства и права».  Москва   2004. С.575-576

7   Протасов  В.Н. «Теория государства и права».   Москва 1999  С.39-40

8 Нерсесянца  В. С. «Теория государства и права».   Москва 2004. С.261-262

9  Г.А. Борисов    «Теория государства и права».  Белгород  2007.  С.178-179

10 Архипов С.С.  Алексеев С.И. «Теория государства и права». Москва  2005  С. 234-238

11 Морозова Л.А. «Теория государства и права». Москва  2002. С. 172

12  Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. «Теория государства и права». Москва 2008.  С. 305-306

 


Информация о работе Норма права