Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось выявление сущности правовой нормы, раскрытие проблемы ее понимания. Ведь нормой считаются правила поведения, принятые в обществе на основе обычаев, норм нравственности и морали, религиозных норм. Все эти черты присущи и нормам права, но главное их отличие состоит в том, что нормы права общеобязательны для исполнения.
Исходя из цели, необходимо сформулировать основные задачи исследования:
1. Дать определение норме права;
2. Выявить основные признаки правовых норм и охарактеризовать их;
3. Подробно изучить функции, выполняемые нормами права в обществе; 4. Определить виды правовых норм, основные классификации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и признаки нормы права..................................6
Глава 2. Функции нормы права
2.1. Понятие функции нормы права............................................12
2.2. Классификация функций нормы права................................16
2.3. Формы реализации функций нормы права..........................21
Глава 3. Виды правовых норм.....................................................24

Заключение……………………………………………………....32
Библиографический список…………………………………….34
Приложения……………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ТИТУЛЬНЫЙ.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, обобщив  все рассмотренные признаки, можно  сформулировать следующее определение. Норма права- это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции норм права

2.1. Понятие  функции норм права

 

Если синтезировать  многочисленные точки зрения по вопросу, связанному с определением функции  правовых норм, то мы увидим, что, в конечном счете, под функцией норм права понимают либо социальное назначение норм права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое. Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции норм права. Если под функцией норм права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии функции норм права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия. Поэтому следует обратить внимание скорее на нецелесообразность отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.

Понятие «функция норм права» должно охватывать одновременно как назначение норм права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции норм права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права.

Таким образом, функция  норм права - это реализация его социального  назначения.

Социальное назначение права формируется из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается необходимость именно в соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений. Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение норм права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

Правовое воздействие - это  категория, характеризующая пути, формы, способы влияния норм права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан. Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции норм права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Раскрывая понятие «функция норм права», следует обратить внимание  на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и  «правовое регулирование».

Правовое воздействие - это не только нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права. Правовое регулирование - это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений. Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция норм права» охватывает оба названных вида воздействия.

Для того, чтобы  четко уяснить и разобраться с понятием «функция норм права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль норм права», «задача норм права» и «функционирование норм права».

Термин «роль норм права» говорит о значении права  в жизни общества, государства  вообще, либо на определенном этапе  их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль норм права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

Термин «задача норм права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача норм права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно содействовать или достичь самостоятельно. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи требуют и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства и, соответственно, права, исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п.

Таким образом, зависимость  функции норм права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают само существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирование  норм права» отражает действие права  в социальной системе. Дать функциональную характеристику норм права, значит, вскрыть  и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения). Если «функция норм права» - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие норм права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Поэтому, «функция норм права» и «функционирование норм права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование норм права - вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций - это, по существу, характеристика функционирования норм права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование норм права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

 

 

 

 

2.2. Классификация  функций нормы права

 

Анализ функций норм права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Дело в том, что в реальной жизни функции норм права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.

Система функций норм права самым непосредственным образом связана с системой норм права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций норм права, образующих их систему:

-общеправовые (свойственные  всем отраслям права);

-межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);

-отраслевые (свойственные  одной отрасли права);

-правовых институтов (свойственные конкретному институту  права);

-нормы права (свойственные  конкретному виду норм права).

Следует иметь в виду, что общеправовые функции норм права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций норм права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции норм права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами).

Внутренние критерии классификаций функций норм права  вытекают из системы норм права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Неразрывная связь функций  норм права с собственно-правовой материей обусловливает существование  основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной. Регулятивная и охранительная функции - это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.

Внешним объективным  критерием классификации функций  норм права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права. Общество как сложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы -экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции норм права называют социальными. В самом общем виде социальные функции норм права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная - на духовную.

Итак, в системе функций норм права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих, или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение - регулировать общественные отношения. Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую  и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция выражается в воздействии норм права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач правового регулирования. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция  выражается в воздействии норм права  на общественные отношения путем  оформления их движения (динамики). Она  воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции  права являются: определение посредством  норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направлено на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного,  применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию норм права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции  норм права - охранительной. Необходимость  в охране общественных отношений  существовала, и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция  норм права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.  Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Информация о работе Норма права