Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:55, курсовая работа
Целью исследования явилось выявление сущности правовой нормы, раскрытие проблемы ее понимания. Ведь нормой считаются правила поведения, принятые в обществе на основе обычаев, норм нравственности и морали, религиозных норм. Все эти черты присущи и нормам права, но главное их отличие состоит в том, что нормы права общеобязательны для исполнения.
Исходя из цели, необходимо сформулировать основные задачи исследования:
1. Дать определение норме права;
2. Выявить основные признаки правовых норм и охарактеризовать их;
3. Подробно изучить функции, выполняемые нормами права в обществе; 4. Определить виды правовых норм, основные классификации.
Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и признаки нормы права..................................6
Глава 2. Функции нормы права
2.1. Понятие функции нормы права............................................12
2.2. Классификация функций нормы права................................16
2.3. Формы реализации функций нормы права..........................21
Глава 3. Виды правовых норм.....................................................24
Заключение……………………………………………………....32
Библиографический список…………………………………….34
Приложения……………………………………………………...36
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Таким образом, если охранительная функция норм права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.
Вопрос о соотношении
функций норм права различных
уровней имеет важное значение, так
как структурным элементам
Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции норм права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций норм права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции норм права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.
2.3. Формы реализации функций нормы права
Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).
В каких же формах реализуются функции норм права? Выделяют три формы реализации функций норм права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.
Информационная форма реализации функций норм права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.
Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д.
Следующей, не менее значимой, формой реализации функций норм права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.
Сущность правовой установки
в правовой сфере можно определить
как предрасположенность
Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан - с другой.
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.
Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.
Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.
Первая стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.
Вторая стадия - возникновение
субъективных прав и юридических
обязанностей (возникновение правоотношений)
Третьей - завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.
Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.
Глава 3. Виды правовых норм
Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:
во-первых, чётко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;
во-вторых, лучше уяснить
функции правовых норм и их роль
в механизме правового
в-третьих, точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;
в-четвёртых, совершенствовать
правотворческую и
Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского осмысления явлений правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора её критериев. Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.
Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные -это нормы, устанавливающие непосредственное правило поведения. Они регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения.
Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы права рассчитаны на упорядочение позитивных общественных отношений, они устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.
Обязывающие нормы права
устанавливают обязанность для
субъекта права совершать определенные
действия, требуют активного
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии.
При их изложении обычно используются глаголы “воспрещается”, “запрещается”, “не допускается” и т. п.
Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения “имеет право”, “вправе”, “может”, “возможно” и т. п.
Охранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения. Охранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие.
Таким образом, регулятивные
нормы устанавливают
Нетипичные (специализированные, учредительные, первичные, отправные) нормы права называются так потому, что они не содержат в себе правил поведения, но являются отправными и системообразующими для права в целом. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан. Так, в статье 1 Семейного кодекса РФ фиксируются основные начала семейного законодательства5; нормы-принципы, устанавливающие основополагающие базовые начала государственного и правового строительства; нормы-дефиниции, содержащие определения правовых понятий и категорий (например, ст.17 и 21 ГК РФ, в которых даются определения понятий гражданской правоспособности и дееспособности6; ст. 14 и 43 УК РФ, содержащие определения понятий преступления и наказания7); определительно-установочные нормы, формулирующие задачи и цели отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; оперативные нормы, определяющие момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, распространяющие действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяющие действие нормативного акта; коллизионные нормы, устанавливающие порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм.
В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, от принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм). Часть 2 статьи 47 Конституции РФ, предоставляющая обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, устанавливает материальную норму8. К процессуальным же нормам относится правило, содержащееся в статье 424 Уголовно-процессуального кодекса РФ: “При ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом- присяжных, а также юридические последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговоры суда присяжных”9.
По субъектному составу выделяют: нормы публичного права, которые регламентируют отношения, одним из субъектов которых является государство, и нормы частного права, регламентирующие отношения между юридически равными субъектами.
По кругу лиц выделяют: нормы общего действия, которые распространяются на всех лиц, находящихся на определённой территории без каких-либо изъятий, и нормы специального действия, адресованные определенному кругу лиц, которые обладают какими-либо признаками, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
По времени действия рассматривают: постоянные - нормы, срок окончания действия которых нормативно не определён; временные - нормы, действующие какой-то определённый срок, который точно определён в нормативно-правовом акте; чрезвычайные - нормы, действующие в экстренных ситуациях. Некоторые учёные не выделяют отдельно чрезвычайные нормы, а рассматривают их как разновидность временных.
В зависимости от механизма реализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса) и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. Например, нормы в отношении юридической ответственности будут реализованы однократно, если лицо совершает правонарушение или привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т. е. при наличии соответствующего юридического факта.