Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
На любом этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности.
Введение
1. Понятие, признаки и виды норм права
1.1. Понятие и основные признаки правовых норм
1.2. Классификация норм
2 . Структура нормы права и характеристика составляющих элементов
2.1. Структура нормы права
2.2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
Заключение
Список используемых нормативно правовых актов и источников
Однако нормы права
характеризуются и рядом
1) общеобязательность — нормы права обязательны для исполнения и соблюдения всеми членами общества;
2) формальная определенность
— нормы права имеют
Это свойство позволяет не только выделять норму права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самое воздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный вид общественного отношения.
Формальная определенность нормы права также появилась в процессе тысячелетнего развития права, характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в том, что они формалисты, «законники» и вместо того, чтобы учитывать дух закона, они, де, приверженцы буквы закона и потому просто крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над субъективно толкуемым духом закона, о недопустимости подмены, а то и замены целесообразностью законности.
Формальная определенность
характеризуется еще и тем, что
норма права выражена, как правило,
в письменной форме. Появление письменности
шло в параллель с появлением
правовых норм. В древности сначала
символическое, а затем и буквенное
обозначение принадлежности тех
или иных товаров тому или иному
купцу (в частности первоначально
использовались печати, которые накладывались
на амфоры, кувшины, мешки и т. п. тару,
в которой перевозились»
Финикийская письменность,
которая первоначально
Таким образом, формальная определенность нормы права не только послужила фактором культурного развития человечества, но и получала свою основу в виде письменных источников. Не изменилась ситуация и в настоящее время, т.к. формальную определенность правовых норм обеспечивают при соблюдении определенных условий и новые носители информации - так называемые машинные носители (магнитные ленты, диски и т. п.).
3) неперсонифицированность — нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;
4) государственно-волевой
характер — нормы права
5) установление или
6) институциональность — изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.);
7) возможность государственного
принуждения — правовые нормы
охраняются государством, в случае
их нарушения могут быть
Этот процесс –
Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне. Они - продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как социально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности - в политической, экологической, экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной.
С развитием новых форм существования человечества - общепланетарных масштабов экономических, научно-технических и иных связей, появлением опасностей для всего человечества - ядерная война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные и общесоциальные отношения. Они также направлены на ограничения возможных пагубных последствий научно-технического прогресса, с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что он несет человечеству - с другой.
Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле.
С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи. В государственной право-образовательной деятельности, как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные и организационные начала правотворчества. И в результате появляется «блюдо», именуемое нормой права.
8) системность — правовая
норма имеет внутреннюю
Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать норму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление, если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство по определенным правилам.
Даже такие формы наказания, как испытание огнем или водой, принесение клятв, поединки, которые были распространены в средние века в Европе, совершались по определенным правилам5.
Системность характеризует
также иерархию правовых норм, их первичность
и вторичность. В частности, некоторые
нормы конституции
Признак системности обусловливает возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная норма, законы, ее конкретизирующие и детализирующие (если такие есть), постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.
9) официальный государственный
регулятор — правовые нормы
в отличие от других
10) неоднократность (или
многократность) ее действия. Это
означает, что правовая норма
создается для постоянного
Таким образом, норма права
— это общеобязательное, формально
определенное правило поведения, установленное
или санкционированное
Все многообразие правовых
норм можно упорядочить с помощью
проведения их классификации. Это позволяет
определить место и роль норм права
в механизме правового
1. В зависимости от
того, какие функции права реализуют
правовые нормы: регулятивные, направленные
непосредственно на
2. В зависимости от того, к какой отрасли права относятся: конституционные; гражданские; уголовные; административные; трудовые, и т.д.
3. В зависимости от
метода правового
4. В зависимости от
характера содержащихся в
По этому признаку выделяются
нормы: обязывающие, которые устанавливают
обязанность совершать
5. В зависимости от формы воздействия на общественные отношения: материальные - это нормы, которые непосредственно воздействуют на общественные отношения путем прямого закрепления определенного правила поведения в законодательстве (конституционные, уголовные, гражданские, и т.д.); процессуальные — это нормы, регулирующие организационно-процедурный порядок реализации материальных норм права, относящиеся к сфере уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального отраслей права.
6. В зависимости от субъекта правотворчества: федеральные - нормы, принимаемые федеральными органами власти; региональные - нормы, принимаемые органами власти субъектов федерации; местные - нормы, принимаемые муниципальными органами власти; локальные — нормы, принимаемые на уровне конкретной организации, предприятия, учреждения.
7. В зависимости от
степени определенности
1) абсолютно определенные
- это нормы, которые с
2) относительно определенные
- это нормы, которые не