Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
На любом этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности.
Введение
1. Понятие, признаки и виды норм права
1.1. Понятие и основные признаки правовых норм
1.2. Классификация норм
2 . Структура нормы права и характеристика составляющих элементов
2.1. Структура нормы права
2.2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
Заключение
Список используемых нормативно правовых актов и источников
Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения и участники правоотношений могут следовать одному из них. Например, п.2. ст.246 ГК РФ «Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядится ею иным образом...».
Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции. Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим правилам и т.п.
Примером таких диспозиций
являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК
РФ, устанавливающих
Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции10. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.
Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан. Например, ст. 137 КоАП «Изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двадцати до семидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств или без таковой».
Сложной или относительно-определенной
санкцией является та, где границы
неблагоприятных последствий
Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая. Например, ст. 125 УК РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платой или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».
Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, меры ответственности и меры предупредительного воздействия.
Меры защиты - направлены на восстановление нарушенных прав (возмещение причиненного вреда, восстановление на работе, в прежней должности и т.п.).
Меры ответственности - носят карательный или штрафной характер (лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, денежный штраф и т.п.).
Меры предупредительного
воздействия - направлены на пресечение
правонарушения или обеспечение
предполагаемого решения (привод свидетеля,
уклоняющегося от явки в суд, арест
на имущество в обеспечение
2.2. Способы изложения элементов правовых норм, в статьях нормативно-правовых актов
Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе можно не всегда обнаружить все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.
Фактически элементы правовой
нормы (гипотеза, диспозиции санкция) могут
располагаться в различных
Статья нормативно-правового акта - это форма выражения, способ изложения правовой нормы.
Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
1. Прямой способ изложения.
Суть этого способа состоит
в том, что в статье
2. Отсылочный способ изложения.
При такой форме изложен
3. Бланкетный способ изложения.
При таком способе в статье
нормативно-правового акта
Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.
Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона — это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.
Заключение
Анализируя право как общественный институт, можно сделать вывод, что это не отдельная, монолитная и самодостаточная система. Право - это обобщенное понятие, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Именно такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Поскольку такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.
Норма права - это основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы создают условия взаимодействия существующих и новых составных частей системы всех социальных норм, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития.
Нормы права представляют
собой правила поведения людей
в обществе, рассчитаны на многократность
применения, действуя непрерывно во времени
и в отношении персонально
неопределенного круга
Норма права всегда «упакована» в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача. Именно такую задачу и решает структура нормы права её строение из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. И норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.
Существующая классификация
норм права помогает профессионально
точно и грамотно осуществлять правовое
регулирование, изучать и в необходимых
случаях обоснованно
Список используемых нормативно-правовых актов и источников
1.Конституция РФ, 1993 г.
2.Уголовный кодекс РФ
3.Уголовно-процессуальный кодекс РФ
4.Гражданский кодекс РФ
5.Трудовой кодекс РФ
6.Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек, 1995. - Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209-239.
7.Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1998. – С. 30
8.Баранов В.М. Истинность норм советского права. 1989.
9.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998. – С. 430-461
10.Венгеров А.Б., Барбашова И.С. Нормативная система и эффективность общественного производства, - М., 1996.
11.Дрейшев Б.В. Проблемы законотворчества в новых условиях// Правоведение – 1994г. - № 5,6.
12.Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. – М.: Мастерство, 2002. – С. 144-149
13.Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник. М., 1994.
14.Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М, 1996. – С. 222
15.Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. – М, 1981.
16.Лазарев В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998 г. – С. 303
17.Масюкевич О.П. Теория государства и права. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – С. 147-161
18.Мальтузов Н.И., Малько А.В. Курс лекций - М.1996г.
19.Нерсесянц В.С. Право и закон: Из теории правовых учений. 1983.
20.Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура. Сбор. Статей. Вопросы общей теории советского права.
21.Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения. – Омск, 1995. – С. 112
22.Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1997.
23.Спасов Б.П. Закон и его толкование. - М, 1986.