Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:59, контрольная работа
Нормативно-правовые акты это основные источники права. К их числу причисляют акты, обладающие высокой юридической силой — конституция и законы. К нормативно-правовым актам также относится много документов, которые принимаются органами государственной власти по вопросам общественной жизни. Только нормативно-правовые акты обладают настолько широкой сферой применения и такими регулятивными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ 3
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ, ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА 5
1.1. Понятие и виды нормативных правовых актов 5
1.2. Действие нормативных правовых актов 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Нормативно-правовой
акт, его разновидности и
Содержание
Нормативно-правовые акты это основные источники права. К их числу причисляют акты, обладающие высокой юридической силой — конституция и законы. К нормативно-правовым актам также относится много документов, которые принимаются органами государственной власти по вопросам общественной жизни. Только нормативно-правовые акты обладают настолько широкой сферой применения и такими регулятивными возможностями.
Несмотря на важность и распространенность нормативно-правовых актов, ни российским законодательством, ни юридической наукой не решены вопросы установления понятия «нормативно-правовой акт», соотношения различных его видов между собой и с другими источниками права, отграничения нормативно-правовых актов от иных, сходных с ними, документов. Не смотря на то, что эти вопросы являются основными для всей правовой науки и имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Нормативно-правовые акты, как формы выражения права, обуславливают юридическую силу и реальность правовых норм, границы их действия, обязательность и другие свойства. Для того чтобы установить содержание права, его правильное применение необходимо иметь четкое понимание того, что именно является нормативно-правовыми актами и каково их соотношение с другими актами и источниками права.
Анализ нормативно-правового акта в отдельности от остальных источников права мешает созданию комплексного и объективного представления о такой системе и установлению значения нормативно-правовых актов в ней. Усиленное развитие законодательства последних лет, не всегда сопровождающееся ликвидацией пробелов и противоречий, приводит к вопросу о том, может ли нормативно-правовой акт быть единым источником права и какой должна быть круг действия иных источников права.
Эффективность нормативно-правового
регулирования общественных отношений по большей части зависит от единства
и непротиворечивости правовой системы,
упорядоченности и определенности соотношений
источников права. Данное обстоятельство
обуславливает необходимость закрепленияобщеобязательных
Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.
Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.
На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если
- данное отношение не урегулировано законом;
- иные источники права не противоречат закону;
- ссылка на
любые другие источники права
в данном случае допускается
законом. При наличии всех
Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.
Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.
Термин «нормативно-правовой акт» следует отличать от термина «нормативный акт». Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений - все это виды нормативных актов. Нормативно-правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.
Основным критерием
классификации нормативно-
Юридическая сила
нормативно-правового акта - это
технико-юридическая
Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются: на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии
с теорией и практикой
Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни.
Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов. По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;
- на акты
ограниченного действия –
- на акты
исключительного (
Основы нормативно – правовой системы государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
Статья 15 Конституции1 России гласит:
1. Конституция
Российской Федерации имеет
2. Органы государственной
власти, органы местного
3. Законы подлежат
официальному опубликованию. Не
4. Общепризнанные
принципы и нормы международног
Эта статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.
Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом. Поэтому становление системы нормативных актов каждой из стран отражает общие закономерности развития ее политико-государственных структур2
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В настоящее
время федеральная нормативно-
В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут быть изменены какими-либо законами. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме.
Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, прилагаемой ко всем гражданам в равной мере.
Информация о работе Нормативно-правовой акт, его разновидности и особенности как источника права