Нормативно-правовой акт как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Нормативно-правовые акты обладают рядом существенных признаков, отличающих их от других видов источников права. Во-первых, они имеют правотворческий характер, то есть в них устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Во-вторых, нормативно-правовые акты создаются государством, выражают его волю; отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность. Важным признаком нормативно-правовых актов является то, что они должны издаваться в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативно-правовых актов, между которыми возможны противоречия.

Содержание работы

I. Введение. Нормативно-правовой акт - источник права+++++++..3
II. Виды нормативно-правовых актов в РФ:++++++++++++.+.5
1. Закон: понятие и виды++++++++++++++++++++5
а) Конституция РФ;+++++++++++++++++++++.6
б) Федеральный конституционный закон;++++++++++++.6
в) Федеральный закон РФ о поправке к Конституции РФ;+++++..7
г) Федеральный закон: кодексы и обычные законы;++++++++7
д) Конституции и уставы субъектов РФ;++++++++++++...8
е) Законы субъектов РФ+++++++++++++++++++...9
2. Подзаконные нормативно-правовые акты:+++++++++++.10
а) Акты Президента РФ;++++++++++++++++++....10
б) Акты Правительства РФ;+++++++++++++++++..11
в) Акты федеральных органов исполнительной власти;++++++12
г) Нормативно-правовые акты глав субъектов РФ;++++++++13
д) Акты правительств субъектов РФ;+++++++++++++...13
е) Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;+++++...14
ж) Акты органов местного самоуправления+++++++++++14
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в
пространстве, по кругу лиц+++++++++++++++++...15
III. Заключение+++++++++++++++++++++++++..17
IV. Литература+++++++++++++++++++++++++...18

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)


РЕФЕРАТ

         по дисциплине

            ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

           на тему

          "НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2003

 

Содержание

I. Введение. Нормативно-правовой акт - источник права+++++++..3

II. Виды нормативно-правовых актов в РФ:++++++++++++.+.5

1. Закон: понятие и виды++++++++++++++++++++5

а) Конституция РФ;+++++++++++++++++++++.6

б) Федеральный конституционный закон;++++++++++++.6

в) Федеральный закон РФ о поправке к Конституции РФ;+++++..7

г) Федеральный закон: кодексы и обычные законы;++++++++7

д) Конституции и уставы субъектов РФ;++++++++++++...8

е) Законы субъектов РФ+++++++++++++++++++...9

2. Подзаконные нормативно-правовые акты:+++++++++++.10

а) Акты Президента РФ;++++++++++++++++++....10

б) Акты Правительства РФ;+++++++++++++++++..11

в) Акты федеральных органов исполнительной власти;++++++12

г) Нормативно-правовые акты глав субъектов РФ;++++++++13

д) Акты правительств субъектов РФ;+++++++++++++...13

е) Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;+++++...14

ж) Акты органов местного самоуправления+++++++++++14

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в

      пространстве, по кругу лиц+++++++++++++++++...15

III. Заключение+++++++++++++++++++++++++..17

IV. Литература+++++++++++++++++++++++++...18

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основным источником права в системе права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России, является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм .

Большой удельный вес нормативно-правовых актов в Российской правовой системе во многом обусловлен значимостью роли государства в регулировании общественных отношений. Кроме того, широкому использованию нормативно-правового акта в качестве источника права способствуют такие его характеристики, как возможность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменение общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовые акты обладают рядом существенных признаков, отличающих их от других видов источников права. Во-первых, они имеют правотворческий характер, то есть в них устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Во-вторых, нормативно-правовые акты создаются государством, выражают его волю; отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность. Важным признаком нормативно-правовых актов является то, что они должны издаваться в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативно-правовых актов, между которыми возможны противоречия. Нормативно-правовые акты всегда облекаются в документальную форму и должны содержать определенные реквизиты: вид нормативно-правового акта, наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке. Они составляют единую иерархическую систему, которая отражает иерархическую систему государственных органов. Характерной чертой нормативно-правовых актов является также и то, что они не должны противоречить нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Наконец, их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.) .

Нормативно-правовые акты отличаются от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме (например, инструкция по пользованию электронной техникой). Нормативно-правовые акты не следует также отождествлять с актами применения права (индивидуальными актами). Нормативно-правовой акт содержит общие предписания, он адресован неопределенному кругу лиц - субъектов права и является актом длительного действия, а правовой акт индивидуального содержания адресован конкретному лицу и рассчитан на однократное применение. Отличие нормативно-правового акта от акта толкования права (интерпретационного акта) состоит в том, что, если нормативно-правовой акт имеет своей целью установление или изменение содержания нормы права, то интерпретационный акт выполняет вспомогательную функцию, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний.

 

Виды нормативно-правовых актов

Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источник права в рамках той или иной национальной системы права образуют определенную систему, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Нормативно-правовые акты Российской правовой системы в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.

 

Закон

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации. Законы - это нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти или путем народного голосования, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой . Закон, как основной источник права в Российской Федерации, обладает рядом существенных признаков. Во-первых, закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Законы принимаются только органом законодательной власти или путем референдума - народного голосования. Во-вторых, закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономической, политической и социальной сфер. В-третьих, закон обладает высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал. В-четвертых, закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. И наконец, закон характеризуется наибольшей стабильностью своих норм и длительностью существования и действия.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют и т.д.

На федеральном уровне законы РФ можно разделить по их юридической силе на конституционные и текущие. К конституционным законам относятся сама Конституция РФ, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в текст Конституции и федеральные конституционные законы.

Конституция РФ является основным законом государства. Она обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным правоустанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране права. В Конституции РФ установлены основы конституционного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции.

Конституция РФ составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Согласно Конституции, правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, Конституция РФ обеспечивает целостность и непротиворечивость всей огромной системы нормативно-правовых актов.

Разновидностью конституционных законов являются федеральные конституционные законы. Эти законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ. По содержанию федеральные конституционные законы посвящены регулированию наиболее важных общественных отношений и, соответственно, ключевых конституционных институтов - народовластия, государственного устройства, федеративных отношений.

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: согласно Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76 ч.4). Конституция устанавливает и более сложный (по сравнению с федеральным законом) порядок принятия федеральных конституционных законов в силу особой важности регулируемых ими отношений. Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может быть им отклонен.

К конституционным законам относится также Федеральный закон РФ о поправке к Конституции РФ. Этот закон устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к Конституции РФ. Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ, исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. Конституционные поправки по своему значению близки к положениям федеральных конституционных законов и их оформление требует особой формы. Для вступления такого закона в силу необходимо, чтобы он был одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ.

В отличие от федеральных конституционных законов, федеральные законы не требуют усложненного порядка принятия или изменения и квалифицированного большинства голосов в Государственной Думе и Совете Федерации. Для их принятия и одобрения достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации.

Федеральные законы делятся на кодифицированные (кодексы) и обычные (некодифицированные) законы.

Кодекс - это закон интегрированного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни . Как правило, кодекс носит отраслевой характер и включает в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права, например, Семейный кодекс РФ 1996г. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов смежных отраслей.

Кодекс чаще всего принимается либо в условиях, когда необходимо создать или конкретным образом изменить правовое регулирование в той или иной сфере, либо при накоплении громадного нормативного массива, требующего новых способов структурирования. Поэтому кодексы отличаются более сложной структурой, они могут состоять из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ наибольший нормативный объем.

Основную массу федеральных законов составляют обычные, текущие (некодифицированные) законы, регулирующие отдельные наиболее важные общественные отношения. К таким законам относится, например, Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (от 5.09.1997г.).

Особой разновидностью текущих законов являются чрезвычайные (исключительные) законы. Они принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, и носят временный характер.

Помимо федеральных законов, в Российской Федерации активно развивается законодательство субъектов Федерации. Подсистема законодательства субъектов РФ характеризуется, прежде всего, наличием конституций республик и уставов других субъектов РФ, принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы власти не уполномочены издавать каких-либо предписаний на этот счет.

Конституция республики в составе РФ принимается самостоятельно и закрепляет основные элементы республики как государства - устройство власти, территория, гражданство и государственные языки. Основными признаками конституции республики являются высшая юридическая сила в правовой системе республики, прямое действие, применение на всей территории республики, обязательное соответствие ей законов и иных актов, принимаемых в республике, обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать конституцию .

Устав субъекта РФ - это основной закон края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, обеспечивающий комплексное регулирование важных сторон статуса субъекта РФ обладающий высшей юридической силой среди всех его правовых актов . Конституции и уставы субъектов РФ имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально закрепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т.п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательство субъектов РФ устанавливается их законодательными органами самостоятельно. Закон субъекта РФ - это нормативно-правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации . В содержательном плане законы субъектов РФ обладают высокой юридической силой в системе законодательства субъектов, производной только от конституций и уставов. Все остальные нормативно-правовые акты в республике и других субъектах должны строго следовать закону соответствующего субъекта РФ. И акты федеральных органов, в частности, министерств и ведомств, не могут противоречить законам субъектов РФ или вторгаться в сферу их регулирования.

Подзаконный нормативно-правовой акт

Все прочие нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Подзаконными называются нормативно-правовые акты, которые принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции . Подзаконный характер нормативно-правовых актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение законов и, прежде всего, Конституции страны.

Информация о работе Нормативно-правовой акт как источник права