Нормативно-правовой акт как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Нормативно-правовые акты обладают рядом существенных признаков, отличающих их от других видов источников права. Во-первых, они имеют правотворческий характер, то есть в них устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Во-вторых, нормативно-правовые акты создаются государством, выражают его волю; отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность. Важным признаком нормативно-правовых актов является то, что они должны издаваться в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативно-правовых актов, между которыми возможны противоречия.

Содержание работы

I. Введение. Нормативно-правовой акт - источник права+++++++..3
II. Виды нормативно-правовых актов в РФ:++++++++++++.+.5
1. Закон: понятие и виды++++++++++++++++++++5
а) Конституция РФ;+++++++++++++++++++++.6
б) Федеральный конституционный закон;++++++++++++.6
в) Федеральный закон РФ о поправке к Конституции РФ;+++++..7
г) Федеральный закон: кодексы и обычные законы;++++++++7
д) Конституции и уставы субъектов РФ;++++++++++++...8
е) Законы субъектов РФ+++++++++++++++++++...9
2. Подзаконные нормативно-правовые акты:+++++++++++.10
а) Акты Президента РФ;++++++++++++++++++....10
б) Акты Правительства РФ;+++++++++++++++++..11
в) Акты федеральных органов исполнительной власти;++++++12
г) Нормативно-правовые акты глав субъектов РФ;++++++++13
д) Акты правительств субъектов РФ;+++++++++++++...13
е) Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;+++++...14
ж) Акты органов местного самоуправления+++++++++++14
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в
пространстве, по кругу лиц+++++++++++++++++...15
III. Заключение+++++++++++++++++++++++++..17
IV. Литература+++++++++++++++++++++++++...18

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Соотношение различных подзаконных нормативно-правовых актов также строится по принципу иерархии - с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.

К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ; на уровне субъектов РФ подзаконными нормативно-правовыми актами считаются акты глав субъектов Федерации, администраций субъектов Федерации, акты правительств субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ. К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся также акты органов местного самоуправления.

Среди подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента РФ. Акты Президента РФ, согласно Конституции РФ (ч.3 ст.90), не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Одним из важных признаков президентских актов является широта регулируемых отношений в силу масштабности функций и полномочий Президента. Нормативно-правовые акты Президента обладают признаком общеобязательности исполнения на всей территории РФ. Еще одна черта нормативно-правовых актов Президента РФ - это единоличный порядок издания актов, сочетаемый с использованием консультативно-совещательных процедур и предварительного рассмотрения. Эти акты занимают важное место в правовой системе после Конституции РФ и законов. Президент издает как нормативные указы, так и ненормативные указы и распоряжения.

Разнообразны общественные отношения, регулируемые нормативными указами Президента РФ. Большой комплекс указов регулирует отношения в сфере экономики: это указы о приватизации, акционировании, инвестициях, о регулировании рынка ценных бумаг, об управлении отраслями федерального значения (транспорт, связь и др.). Целый ряд указов посвящен механизмам гарантии конституционных прав граждан - избирательных прав, права на получение государственной пенсии и др. Их содержание предопределено содержанием конституционного полномочия Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод граждан .

В качестве главы государства Президент РФ издает много указов в сфере государственного строительства. Определенная группа актов Президента РФ оформляет решения действующих при нем органов. Некоторые решения главы государства имеют предварительный характер и утверждаются Советом Федерации, например, утверждение указов о введении чрезвычайного положения.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения же, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем Правительства или заместителем Председателя Правительства РФ на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

Постановления Правительства РФ составляют верхний слой пирамиды актов всех звеньев исполнительной власти, которые издают свои правовые акты в соответствии с решениями федерального Правительства. Иерархичность построения органов исполнительной власти предполагает, что федеральные органы исполнительной власти, правительства республик, главы администраций других субъектов РФ, нижестоящих звеньев действуют на основе актов Правительства РФ. В свою очередь, Постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

С помощью нормативных актов Правительства РФ регулируются основные сферы государственной, экономической и социально-культурной жизни, устанавливаются общие нормы для всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений, граждан, вводится нормативно-правовая основа для издания других правовых актов в системе исполнительной власти.

Следующий вид нормативно-правовых актов - это акты федеральных органов исполнительной власти. К таким органам относятся министерства, государственные комитеты, федеральные службы, агентства, департаменты, надзоры. Акты органов исполнительной власти традиционно называются ведомственными актами. Для данного вида подзаконных нормативно-правовых актов характерны специфические признаки. Во-первых, это акты органов исполнительной власти, обладающих специальной компетенцией. Во-вторых, это подзаконные акты в системе иерархических отношений, которые принимаются на основе и во исполнение закона в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ, других вышестоящих органов. Наконец, это акты, обязательные для исполнения в той или иной отрасли управления или нескольких отраслях, изданные в пределах полномочий соответствующих органов .

Акты федеральных органов исполнительной власти отличаются большим разнообразием по форме и содержанию в силу многообразия и динамизма вопросов, разрешаемых с их помощью. Основными видами нормативно-правовых актов органов исполнительной власти являются приказы и инструкции.

Приказ - это распорядительный документ. Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями министерства по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий. Приказы подписываются министром (руководителем ведомства) или по его поручению заместителем министра (заместителем руководителя ведомства).

Инструкция - это документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности министерства, порядок и последовательность действий организаций. Инструкция всегда имеет нормативное содержание. Она визируется руководителем структурного подразделения (разработчиком) и утверждается министром (руководителем ведомства) или по его поручению заместителем министра (заместителем руководителя ведомства) путем издания приказа об утверждении инструкции или проставлением грифа утверждения.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

Система подзаконных нормативно-правовых актов субъектов РФ во многом схожа с системой подзаконных актов на федеральном уровне. Виды и основные признаки нормативно-правовых актов глав субъектов РФ закрепляются в конституциях и уставах субъектов Федерации. Нормативно-правовые акты, издаваемые Президентами республик в составе РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, конституции и законам республики. Указы Президента республики регулируют очень широкий круг вопросов. Указами устанавливаются различные нормы в условиях отсутствия федеральных и республиканских законов, регулирующих данный аспект общественных отношений и при необходимости реализовать права республики.

В уставах субъектов РФ установлен статус губернаторов, глав администраций и определены виды издаваемых ими актов. Глава администрации может принимать постановления, распоряжения, а также издавать приказы.

В республиках РФ Правительство является исполнительным и распорядительным органом при Президенте республики. Правительство руководствуется как указами, распоряжениями и поручениями Президента республики, так и актами федеральных органов. Традиционными формами выражения воли Правительства субъекта РФ являются постановления и распоряжения. Акты, принятые Правительством республики в пределах его компетенции, подлежат исполнению на всей территории республики.

Правительства в областях, краях и других субъектах образуются далеко не всегда. Во многих случаях в субъектах Федерации действует администрация как своего рода суммарный орган исполнительной власти.

В ряде областей создаются и действуют Правительства. В пределах своей компетенции Правительство как коллегиальный орган принимает постановления .

Специализированные министерства и ведомства субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкций.

Самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции и законам РФ и субъектов РФ является система органов местного самоуправления. Хотя органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, но они наделены законодательно отдельными государственными правомочиями, и в том числе, правом издавать нормативно-правовые акты по вопросам местного значения. Такие акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, и само население.

Выделяются следующие виды актов местного самоуправления: принимаемые населением территории, главой администрации (мэром), муниципальным советом (представительным органом), подразделениями местного аппарата. Приоритет принадлежит актам, принимаемым самим населением. Прямое волеизъявление граждан служит наиболее демократическим источником правотворчества. Здесь находят сочетание личные и социальные интересы .

Акты муниципальных органов и глав администраций поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий. Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Акты местного самоуправления защищены прочными конституционными и законодательными гарантиями. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем всенародного волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии и действующим законодательством.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Предусмотрена судебная защита местного самоуправления.

Таковы основные виды законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

 

Действие нормативно-правовых актов во времени,

в пространстве, по кругу лиц.

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц, на которых они распространяются .

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу. Наиболее распространенным моментом вступления нормативно-правовых актов в действие является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после их опубликования. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования (например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования). Также время вступления нормативно-правового акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте.

Прекращение действия нормативно-правового акта связывается либо с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом, либо с истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт, либо с фактической отменой нормативно-правового акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения, например, когда нормативно-правовой акт отменяет уголовную ответственность .

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве, по общему правилу, ограничены территорией данного государства, либо ее отдельных частей. В России федеральные законы и другие нормативно-правовые акты федеральных органов, как правило, действуют на всей территории РФ, а республиканские и региональные акты - на территории соответствующего субъекта РФ. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории данного муниципального образования (района, города, села и т.п.).

Некоторые федеральные законы прямо предназначены для применения к отдельным территориальным пределам в РФ, например, нормативно-правовые акты, относящиеся к районам Крайнего Севера, пограничным зонам, континентальному шельфу.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что законы и другие нормативно-правовые акты распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на определенной территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд нормативно-правовых актов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (избирательные законы). Территории посольств иностранных граждан экстерриториальны, там законы РФ не действуют. Многие нормативно-правовые акты, хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, такой акт правотворчества, содержащий нормы права, как нормативно-правовой акт, занимает центральное место среди источников права в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты можно разделить на законы и подзаконные акты. В РФ особую важность в качестве источника права имеет закон. Тщательное изучение свойств, классификаций, действия нормативно-правовых актов необходимо для эффективного функционирования системы правового регулирования общественных отношений в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1997.

2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.

Информация о работе Нормативно-правовой акт как источник права