Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:36, курсовая работа
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов. Задачи работы:
1. Раскрыть понятие нормативно-правовые акты, описать их признаки и виды;
2. Проанализировать закон как основной вид нормативно-правового акта;
3. Описать действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………........3
1.Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды…………………………………………..5
2.Закон – основной вид нормативно-правовых актов…..............................................................................................16
3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………..23
Заключение………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………....29
Имеют место
определения, сочетающие сущностные и
процедурные особенности
Краткостью отличается следующее определение: Закон – это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемым путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Полагается, что законодатель не только должен понимать источник своих предписаний, но и сознательно стремиться воплотить в формальном праве идеальное.
Традиционным является подход к закону в связи с делением нормативных актов по юридической силе. При этом все остальные свойства этого акта используются только как условие или причина его высшей юридической силы. Приведем пример такого подхода: закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по наиболее важным вопросам общественной жизни. Высшая юридическая сила законов имеет следующие проявления:
Мы полагаем, что для полноты характеристики этого акта следует более внимательно отношения его структура, язык, стиль, т.е. то, что с точки зрения законодательной техники должно внешне выделять закон. Действительно, закон имеет особенности структуры. Так, закон, как правило, имеет преамбулу, делится на главы, разделы, имеет сквозную нумерацию, делится на статьи, которые, в свою очередь, имеют другие элементы (части, пункты, абзацы).
У закона имеются
специфические реквизиты и
Обобщая перечисленные подходы к определению законов, отметим их основополагающие свойства. К ним мы относим следующие:
а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - народного голосования;
в) регулирует наиболее важные, значимые и устойчивые общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;
г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;
д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
е) имеет специфическую структуру;
ж) содержит нормы права.
Перечисленные признаки важны для установления системы законов и их места в иерархии нормативных правовых актов. Наряду с перечисленными (назовем их формальными) признаками нельзя не назвать и других, которые мы хотели бы видеть у законов. Д.А.Керимов называет такие признаки: «закон непосредственно и прямо выражает волю всего советского народа, что обеспечивается как последовательно демократическим порядком выборов Верховного Совета на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании, так и на основе подлинно демократического построения Верховного Совета» и «носит творчески-инициативный, организационный характер». Последний признак мы хотим усилить прогностическим характером закона. Он должен не только верно отражать сложившиеся в обществе сложившиеся в обществе правила, но и направлять развитие общественных отношений на общественно-полезные цели. Закон может содержать не популярные, но объективно необходимые меры.
Судьба еще одного признака складывается в последнее десятилетие весьма неудачно. Еще 15 лет назад в числе признаков обязательно назывались стабильность, длительность действия. Сегодня этот признак из квалифицирующих перемещается в желательные, так как он реально утрачивается. Он перечеркнут законами-однодневками, теснится перманентными изменениями и дополнениями. Конечно, это не
Из 182 федеральных законов, принятых в 2001 году, 51 являются дополнениями и изменениями, 26 – изменениями и 20 – дополнения действующих актов. Таким образом, 97 закон – это несамостоятельные законы. Законы, принятые до 1995 года изменяются несравнимо реже, нежели более поздние акты. Так, например, в числе измененных и дополненных в 2001 году актов наиболее отличились 2000 и 1998 годы – 12 и 13 соответственно. Если брать персонально акты, то наиболее изменяемый документ – вторая часть Налогового кодекса (6 изменений за один год) и закон «О бюджете на 2001 год» (4 изменения).
Приведенная статистика достаточно негативно влияет на понимание длительности существования, устойчивости нормативных актов, но и не означает нашего намерения отказаться от данного признака вообще. Напротив, мы полагаем, что это один из основополагающих признаков, который позволяет закону выполнять роль фундамента правовой системы.
3. Действие
нормативно-правовых актов в
Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:
а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;
б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.
Согласно Закону
Российской Федерации от 25 мая 1994 г.
«О порядке опубликования и
Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования
Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.
Нормативные акты
федеральных органов
Контроль за
правильностью и
Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).
Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).
Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской – через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.
Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Действие нормативных актов прекращается: в случае прямой отмены; по истечении срока, на который принят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.
Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть), государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
Действие законов
в пространстве означает, что законы
распространяются на всех субъектов, находящихся
в соответствующем
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.
Заключение
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов. В результате проведенной работы можно сделать следующий вывод:
Нормативно-правовые акты государственных органов занимают важное место среди многочисленных форм (источников) права.
Нормативно-правовые акты, как источники права имеют определённые организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются: во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во-вторых, что в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.
Понятие «закона» одно из самых используемых в науке юриспруденции и нормативных правовых актах.
Закон является принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по наиболее важным вопросам общественной жизни.