Нормативно-правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов. Задачи работы:
1. Раскрыть понятие нормативно-правовые акты, описать их признаки и виды;
2. Проанализировать закон как основной вид нормативно-правового акта;
3. Описать действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………........3
1.Нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды…………………………………………..5
2.Закон – основной вид нормативно-правовых актов…..............................................................................................16
3.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………..23
Заключение………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………....29

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Имеют место  определения, сочетающие сущностные и  процедурные особенности законов. Так, Иванов, отмечает, что закон  – «это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающего после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов».

Краткостью  отличается следующее определение: Закон – это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемым путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Полагается, что законодатель не только должен понимать источник своих предписаний, но и сознательно стремиться воплотить в формальном праве идеальное.

Традиционным  является подход к закону в связи  с делением нормативных актов  по юридической силе. При этом все  остальные свойства этого акта используются только как условие или причина  его высшей юридической силы. Приведем пример такого подхода: закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой  нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по наиболее важным вопросам общественной жизни. Высшая юридическая сила законов имеет следующие проявления:

  • Все остальные правовые акты должны исходить из законов и соответствовать им, а в случаях противоречия законам действует последний;
  • Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
  • Законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом после их принятия.

Мы полагаем, что для полноты характеристики этого акта следует более внимательно  отношения его структура, язык, стиль, т.е. то, что с точки зрения законодательной  техники должно внешне выделять закон. Действительно, закон имеет особенности  структуры. Так, закон, как правило, имеет преамбулу, делится на главы, разделы, имеет сквозную нумерацию, делится на статьи, которые, в свою очередь, имеют другие элементы (части, пункты, абзацы).

У закона имеются  специфические реквизиты и целый  ряд других особенностей, способствующих внешней определенности этого акта. Было высказано мнение, что «законы должны регулировать наиболее значимые, существенные общественные отношения; они должны быть совершенными как по содержанию, так и по форме; если закон нормативно закрепляет справедливость, то есть носит правовой характер, то соблюдение его должно быть непререкаемым». Кроме того, изложенная концепция закона обращается к естественно-правовым истокам понятия закона. Мы их видим следующим образом. Все особенности закона должны служить основополагающей цели – повышению легитимности этого акта, который должен наиболее точно выражать интересы граждан государства. Не случайно в науке неоднократно предпринимались попытки установить, чью волю должны отражать законы страны.

Обобщая перечисленные  подходы к определению законов, отметим их основополагающие свойства. К ним мы относим следующие:

а) представляет собой нормативное выражение  воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается  законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - народного голосования;

в) регулирует наиболее важные, значимые и устойчивые общественные отношения, обеспечивает упорядоченное  развитие всех сфер жизни общества;

г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) принимается  в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) имеет специфическую  структуру;

ж) содержит нормы  права.

Перечисленные признаки важны для установления системы законов и их места в иерархии нормативных правовых актов. Наряду с перечисленными (назовем их формальными) признаками  нельзя не назвать и других, которые мы хотели бы видеть у законов. Д.А.Керимов называет такие признаки: «закон непосредственно и прямо выражает волю всего советского народа, что обеспечивается как последовательно демократическим порядком  выборов Верховного Совета на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании, так и на основе подлинно демократического построения Верховного Совета» и «носит творчески-инициативный, организационный характер». Последний признак мы хотим усилить прогностическим характером закона. Он должен не только верно отражать сложившиеся в обществе сложившиеся в обществе правила, но и направлять развитие общественных отношений на общественно-полезные цели. Закон может содержать не популярные, но объективно необходимые меры.

Судьба еще  одного признака складывается в последнее  десятилетие весьма неудачно. Еще 15 лет назад в числе признаков  обязательно назывались стабильность, длительность действия. Сегодня этот признак из квалифицирующих перемещается в желательные, так как он реально утрачивается. Он перечеркнут законами-однодневками, теснится перманентными изменениями и дополнениями. Конечно, это не

Из 182 федеральных  законов, принятых в 2001 году,  51 являются дополнениями и изменениями, 26 – изменениями и 20 – дополнения действующих актов. Таким образом, 97 закон – это несамостоятельные законы. Законы, принятые до 1995 года изменяются несравнимо реже, нежели более поздние акты. Так, например, в числе измененных и дополненных в 2001 году актов наиболее отличились 2000 и 1998 годы – 12 и 13 соответственно. Если брать персонально акты, то наиболее изменяемый документ – вторая часть Налогового кодекса (6 изменений за один год) и закон «О бюджете на 2001 год» (4 изменения).

Приведенная статистика достаточно негативно влияет на понимание  длительности существования, устойчивости нормативных актов, но и не означает нашего намерения отказаться от данного  признака вообще. Напротив, мы полагаем, что это один из основополагающих признаков, который позволяет закону выполнять роль фундамента правовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Действие  нормативно-правовых актов в Российской  Федерации

Действие нормативных  актов во времени определяется двумя  временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической  силы.

Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:

а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном  акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила  для данного вида нормативных  актов, установленные законом или иным актом.

Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования.

Согласно указу  Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб  и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок  вступления в силу предусмотрен для  налогового законодательства. Федеральное  законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в  силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации  определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской – через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных  актов прекращается:  в случае прямой отмены;  по истечении срока, на который принят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или  вышестоящим органом.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.

Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть), государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие законов  в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся  в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон  и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.

Дипломатические представители обладают дипломатическим  иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие  меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.

 

 

Заключение

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов. В результате проведенной работы можно сделать следующий вывод:

Нормативно-правовые акты государственных органов занимают важное место среди многочисленных форм (источников) права.

Нормативно-правовые акты, как источники права имеют определённые организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются: во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во-вторых, что в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической  силе; по содержанию; по объёму и характеру  действия; субъектам, их издающим.

Понятие «закона» одно из самых используемых в науке юриспруденции и нормативных правовых актах.

Закон является принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по наиболее важным вопросам общественной жизни.

Информация о работе Нормативно-правовой акт