Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа
Цель данного исследования - анализ нормативно-правовых актов, как источников права и изучение их пределов действия.
Из этого вытекают следующие задачи, которые были поставлены для изучения данной темы:
Рассмотреть понятие нормативно-правовых актов;
Изучить классификацию нормативно-правовых актов;
Изучить систему нормативно-правовых актов в Российском праве;
Изучить порядок принятия нормативно-правовых актов в Российском праве;
Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве, и по кругу лиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 5
Глава 1. Понятие нормативно-правовых актов 5
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов 8
Глава 3. Система нормативно-правовых актов в РФ 11
Глава 4. Порядок принятие нормативно-правовых актов в РФ 18
РАЗДЕЛ 2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 25
Глава 1. Действие нормативно-правовых актов во времени 25
Глава 2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве 28
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
2
Министерство образования и науки РФ
Югорский государственный университет
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: «Нормативно-правовые акты и их действие»
Выполнил: студент
юридического факультета
специальность «Юриспруденция»
Оценка ____________________
Дата защиты _______________
Подпись ___________________
г. Ханты-Мансийск 2008г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Нормативно-правовые акты
Глава 1. Понятие нормативно-правовых актов
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов
Глава 3. Система нормативно-правовых актов в РФ
Глава 4. Порядок принятие нормативно-правовых актов в РФ
Раздел 2. Действие нормативно-правовых актов
Глава 1. Действие нормативно-правовых актов во времени
Глава 2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
Заключение
Список литературы
Источники права подразделяются на: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт, нормативный договор.
Объектом исследования является: нормативно-правовой акт как источник права. Предмет данной работы – понятие, классификация, особенности и пределы действия нормативно-правового акта.
Актуальность темы состоит в том, что нормативно-правовой акт – это один из источников права в современном государстве. В нем заключается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные для человека общественные отношения. Нормативные акты начинают издаваться с момента появления централизованного государства. С помощью него устанавливаются, дополняются, изменяются, а также отменяются нормы права.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов, веления государства становятся общеобязательными.
Нормативные акты в целом представляют собой иерархичную систему. В которой они расположены, в зависимости от органов власти, принимающих их. Нормативные акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, чем акты нижестоящих органов.
Нормативный акт – это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью них устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы, указы, постановления, и др.
Цель данного исследования - анализ нормативно-правовых актов, как источников права и изучение их пределов действия.
Из этого вытекают следующие задачи, которые были поставлены для изучения данной темы:
Рассмотреть понятие нормативно-правовых актов;
Изучить классификацию нормативно-правовых актов;
Изучить систему нормативно-правовых актов в Российском праве;
Изучить порядок принятия нормативно-правовых актов в Российском праве;
Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве, и по кругу лиц.
Исходя из задач, была разработана структура работы. Она состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы. Первый раздел состоит из четырех глав, в которых излагается о понятии и видах нормативно-правовых актов, о системе и порядке принятия их в Российской Федерации. Второй раздел состоит из трех глав, в которых описываются пределы действия нормативно-правовых актов. Каждая глава и раздел имеет собственное название.
Исследовательская работа проведена с опорой на труды многих правоведов, как настоящего, так и прошлого времени, таких как Хропанюк В.Н., Матузов Н.Н., Малько А.В., Венгеров А.Б., Протасов В.Н., Шершеневич Г.Ф., Иванов С.А., Толстик В.А. Особое предпочтение было отдано учебнику Хропанюка В.Н. «Теория государства и права», учебник для вузов, под ред. проф. Стрекозова, и учебнику для вузов Матузова Н.Н. и Малько А.В. «Теория государства и права». Именно в этих материалах довольно просто и доступно объяснялась сущность понятия «нормативно-правовые акты».
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.[1] Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Из числа известных истории права и юридической практике современных государственных источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права - нормативно-правовые акты государственных органов, а также нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке референдума либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.[2] Это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.[3]
Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) обще-регулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками[4]:
1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектах права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности .
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, пронявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим[5].
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах сдержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:
- акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
- акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон – «это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающего после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов.[6] Высшая юридическая сила законов имеет следующие проявления:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и соответствовать им, а в случаях противоречия законам действует последний;
- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
- законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом после их принятия.
У закона имеются специфические реквизиты и целый ряд других особенностей, способствующих внешней определенности этого акта. Ведь законы должны регулировать наиболее значимые, существенные общественные отношения; они должны быть совершенными как по содержанию, так и по форме; если закон нормативно закрепляет справедливость, то есть носит правовой характер, то соблюдение его должно быть непререкаемым[7].