Нормативно-правовые акты и их действие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - анализ нормативно-правовых актов, как источников права и изучение их пределов действия.
Из этого вытекают следующие задачи, которые были поставлены для изучения данной темы:
 Рассмотреть понятие нормативно-правовых актов;
 Изучить классификацию нормативно-правовых актов;
 Изучить систему нормативно-правовых актов в Российском праве;
 Изучить порядок принятия нормативно-правовых актов в Российском праве;
 Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве, и по кругу лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 5
Глава 1. Понятие нормативно-правовых актов 5
Глава 2. Виды нормативно-правовых актов 8
Глава 3. Система нормативно-правовых актов в РФ 11
Глава 4. Порядок принятие нормативно-правовых актов в РФ 18
РАЗДЕЛ 2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 25
Глава 1. Действие нормативно-правовых актов во времени 25
Глава 2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве 28
Глава 3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа готовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Переживание закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.


Глава 2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. Действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов. Под территориальным принципом понимают действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

"Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

- уровня государственного органа, принявшего данный акт;

- юридической силы"[18].

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" [19] .

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[20].

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции Испании говорится, что "международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства"[21]. Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возникающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно-правовые акты, действующие внутри самого государства.


Глава 3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет: определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этого правила есть исключения:

  -во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;

- во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);

- в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства;

- им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);

- представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём

Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином другого государства (бипатрид), т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством "своего'* нового государства. Двойное гражданство, а, следовательно, двойное покровительство допускается, лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено соответствующим международным договором России.[22] Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре[23].

Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (внутренним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам, каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.


Заключение

Цель работы состояла в анализе нормативно-правовых актов, как источников права и изучение их пределов действия. Таким образом, подведем итоги исследования.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права он занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно –правового акта зависит не только от места и положения органа, принявшего его, но и от его компетенции.

Признаками нормативно-правового акта является то, что он: создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Законом является нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.

Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от уровня государственного органа, принявшего данный акт и от юридической силы.

А также в соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства).

Так как все политические процессы в правовом государстве должны осуществляться в рамках права, напрашивается вывод о том, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается главное значение нормативно-правового акта, как формы права.


Список литературы

Законодательство и официальные документы

1.      Конституция РФ 1993г. //М.: Эксмо, 2006.

2.      Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

3.      Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995) // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

4.      Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

5.      Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994) // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

6.      Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

7.      Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

8.      Постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с послед. изм. и доп.)  // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

9.      Постановление Правительства РФ от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» // Сборник законодательства «Консультант Плюс»2010г.

 

Учебная литература

1.        Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998.  

2.        Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. - М.: Юристъ, 2004. 

Информация о работе Нормативно-правовые акты и их действие