Нормативные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Нормативные акты: понятие и виды……………………………………...5
Понятие и виды законов……………………………………………….6
Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………..12
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по правовым актам.docx

— 45.93 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Нормативные акты: понятие и виды……………………………………...5
    1. Понятие и виды законов……………………………………………….6
    2. Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………..12
  2. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………..15
  3. Заключение………………………………………………………………..20
  4. Список используемой литературы………………………………………22

 

 

 

Введение.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется  термин "правовая информация". К  правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся  информация, которая связана с  правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета  и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также  материалы о правовом образовании  и разработке научных концепций  развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как  массив правовых актов и тесно  связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в  зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она  исходит, и на что направлена, можно  разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и  неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных  государственных органов, имеющая  юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое  значение, - это информация, исходящая  от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о  законодательстве и практике его  осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это  совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

  1. Нормативные акты: понятие и виды.

В нашей стране основным источником  права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти.

Нормативно-правовой акт -  это правовой акт, принятый полномочным  на то органом  и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера  и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой  компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов  применения и толкования права.

По юридической силе все  нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные  акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных  органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ  и т.п.); нормативные акты совместного  характера (государственных органов  и иных социальных структур); нормативные  акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы  действия нормативные акты делятся  на:

    • Общефедеральные;
    • Нормативные  акты субъектов Российской Федерации;
    • Нормативные акты органов местного самоуправления;
    • Локальные нормативные акты.

В зависимости от срока  действия нормативные акты классифицируют на :

  • Нормативные акты неопределенно длительного действия;
  • Временные нормативные акты.

 

1.1 Понятие и виды законов.

В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).

Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным актам, являются, во-первых, правильный выбор формы закона (кодекс и др.) и возможный круг регулируемых им отношений, во-вторых, отражение в нем конституционных идей и принципов, в-третьих, единство и согласованность всей системы законодательства.

Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.

Законы государства характеризуются следующими признаками:

  1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом;
  2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
  3. В идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
  4. законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.
  5. Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

К ним относятся:

1) принципы организации  и деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) основные права и  обязанности граждан, способы  их охраны и обеспечения;

3) вопросы уголовной ответственности  и уголовного процесса, а также порядок исполнения уголовных наказаний;

4) основные положения  правового статуса партий и  других общественных организаций;

5) федеральные налоги  и сборы, порядок формирования  и расходования государственного бюджета;

6) правовой статус средств  массовой информации;

7) вопросы обороны и  безопасности;

8) международные отношения.

Органами, уполномоченными  принимать законы, являются представительные (законодательные) органы государства (парламент). В Российской Федерации такими органами являются Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый органами представительной (законодательной) власти в особом процессуальном порядке или референдумом, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные отношения общественной и государственной жизни.

 Закон не может быть отменен или изменен никаким другим органом, кроме как тем, который принял этот закон. Действие закона может быть приостановлено постановлением Конституционного Суда РФ, если этот закон противоречит Конституции РФ. А закон может отменить или изменить любой нормативно-правовой акт, включая и сам закон.

Структура закона.

Закон имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы. Во-первых, закон имеет название, указывающее на предмет правового регулирования, т. е. на круг регулируемых общественных отношений.

Во-вторых, закон должен содержать наименование органа, принявшего данный нормативно-правовой акт.

Юридическая сила данного  закона зависит: 1) от его места в иерархической структуре системы законодательства и 2) от органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего нормативного акта.

В-третьих, каждый закон имеет  номер и дату его принятия, которые помогают индивидуализировать законы и определить их место в иерархии нормативных правовых актов.

В-четвертых, закон имеет  нормативно-правовое содержание.

Закон обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права (правила предписания). Статьи имеют нумерацию и могут быть объединены в главы и разделы.

В-пятых, закон должен быть подписан соответствующим должностным лицом (федеральный закон – Президентом Российской Федерации).

Основными видами законов:

1) Конституция РФ;

2) Федеральные конституционные законы;

3) Федеральные законы;

4) Законы субъектов Федерации.

Конституция – это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.

Он принимается референдумом или же Конституционным Собранием. Конституционные нормы обладают верховенством по отношению к другим законодательным актам. Это означает, во-первых, что нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им. Во-вторых, что в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы. В-третьих, что Конституция является основой всей законодательной базы Российской Федерации, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов.

Правовое значение прямого  действия Конституции состоит в  том, что

ее нормы непосредственно  порождают права и обязанности  субъектов

правоотношений и при  защите своих прав граждане могут  апеллировать к

нормам Конституции. Порядок  организации и деятельности высших органов

государственной власти также  определяется на основании конституционных

норм. Конституция закрепляет: основы конституционного строя государства,

правовое положение человека и гражданина, принципы организации  и

деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления,

принципы взаимоотношений  федеральных органов и органов  субъектов, входящих в состав Федерации.

Федеральные конституционные  законы – это такие законы, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, которые принимаются для регулирования вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). Они занимают особое место в российском законодательстве, так как имеют высшую юридическую силу и призваны обеспечить стабильность Конституции, закрепляющей основы его конституционного строя. В Конституции указаны конкретные предметы ведения России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами. Путем издания федеральных конституционных законов определяются: порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека; осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации; утверждается описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации; устанавливаются судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации; порядок изменения Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации.

Федеральные конституционные  законы имеют прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Правовое содержание прямого действия законов заключается в том, что они применяются непосредственно всеми субъектами права без подтверждения со стороны каких-либо органов государственной власти. Верховенство означает, что все иные юридические акты, входящие в федеральную правовую систему, издаются в соответствии с федеральными конституционными законами и не должны им противоречить.

Информация о работе Нормативные акты