Нормативные акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Нормативные акты: понятие и виды……………………………………...5
Понятие и виды законов……………………………………………….6
Подзаконные нормативно-правовые акты…………………………..12
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по правовым актам.docx

— 45.93 Кб (Скачать файл)

В связи с конституционным  закреплением принципа приоритета международного права над национальным законодательством принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации и имеют непосредственное и прямое действие. Это конституционное положение имеет важные правовые последствия, одно из которых состоит в том, что правоприменительные органы, включая Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах своей компетенции вправе

применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел

в случаях, определенных законодательством. Это особенно актуально при обеспечении основных прав человека и гражданина, установлении стабильности международного правопорядка.

Действие юридических  норм по кругу лиц. Федеральные конституционные законы, федеральные законы распространяют свое действие в равной мере в отношении всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

В некоторых случаях закон  прямо устанавливает круг лиц, на которых распространяется его действие. Так, одни юридические нормы действуют только в отношении граждан Российской Федерации, другие распространяются на должностных лиц (например, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские и должностные преступления).

Из общего правила о  распространении закона на всех лиц  есть и исключения. Так, иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Ответственность этих лиц за совершенные правонарушения разрешается дипломатическим путем. Они также не могут быть принудительно вызваны в суд для дачи показаний. Неприкосновенность дипломатических представителей иностранных государств обусловлена необходимостью обеспечения их свободы и независимости, без которых немыслимо исполнение ими возложенных на них обязанностей. Несмотря на то, что по российскому законодательству иностранцам и лицам без гражданства, наряду с гражданами, предоставляется широкий круг прав и свобод и на них возлагаются обязанности, в некоторых

правоотношениях они не могут  выступать носителями субъективных прав и исполнять юридические обязанности. Например, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, состоять на службе в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует им основные права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, можно подвести заключение, что в современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются: законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

Чаще всего правовые нормы  содержатся в государственных правовых актах. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство также осуществляет принудительное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт является односторонним актом выражения государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается с соблюдением  определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  устанавливает порядок внесения законопроектов и их рассмотрение в  Государственной Думе. Статья

116 этого Регламента закрепляет  положение, что «рассмотрение  законопроектов Государственной  Думой осуществляется в трех  чтениях».

Принятый федеральный  закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет заранее установленную  юридическую силу и занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Высшей юридической силой обладают законы государства по отношению к подзаконным нормативным правовым актам. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно- правовой жизни. А подзаконный нормативно-правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему.

В-четвертых, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента  его опубликования, если иное не оговорено  в самом нормативном акте, а  утрачивает юридическую силу с момента  отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно- правового акта связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-пятых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения  общего характера, обладающие государственной  обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений, – М.: Финансовый контроль, 2004
  2. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10.
  3. Закон: создание и толкование. М., 1998.
  4. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.
  5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права М., 2007.
  6. Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.
  7. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных
  8. конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального
  9. Собрания. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 801.
  10. . Тихомиров Ю. А. Теория закона. М., 1982.
  11. Чернобель Г. Т. Закон и подзаконный акт // Закон: создание и

толкование. М., 1998.

 

 

 


Информация о работе Нормативные акты