Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель работы – изучить место и роль права в системе социального регулирования.
Нормативная база работы состоит из Конституции РФ.
Теоретическую базу составили работы следующих авторов: А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич, М.И. Абдулаев, С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, С.С. Алексеев и др.
Введение 3
Глава 1. Социальное регулирование: понятие, виды, нормы, способы 5
1.1. Понятие социального регулирования и его виды (индивидуальное и нормативное) 5
1.2. Нормативные регуляторы (природные, технические, процессуальные, социальные) 8
1.3. Способы социального регулирования: запрет, обязывание, дозволение 10
Глава 2. Виды социальных норм и их особенности 13
2.1. Понятие и признаки социальной нормы 13
2.2. Характеристика социальных норм и ее критерии: понятие, форма существования, средства обеспечения 15
Глава 3. Право в системе социальных норм 20
Глава 3. Право в системе социальных норм 20
3.1. Право и мораль 20
3.2. Право и обычай 23
3.3. Право и религиозные нормы 25
3.4. Право и корпоративные нормы 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
3.3. Право и религиозные нормы
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В нашей стране до Октябрьского вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью, был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права в некоторых районах Средней Азии и Кавказа. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Общее между правовыми и религиозными нормами: Религиозные нормы - становление хорошего правильного поведения человека. Религиозные нормы как и правовые зафиксированы в документах - религиозных книгах. Эти нормы могут выступать в качестве источников права.
Например мусульманская правовая система, каноническое право в Германии. Религиозные и правовые нормы универсальны, они распространяются на все общественные отношения. Правовые и религиозные нормы направлены на урегулирование отношений между людьми. Религиозные нормы, как и право - это система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов.
Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами - связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение определенных функций, на достижение единых целей. В основе любой системы норм или правил поведения лежат объективные и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные и другие условия, способствующие созданию и функционированию системы норм. Религиозные нормы устанавливаются обществом. Право - это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует через свои, уполномоченные органы, или путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно - правовых актов негосударственными органами или организациями. Проследить, как создаются религиозные нормы очень сложно. Как правило, их выразителем является человек, который или основывает эту религию, например Иисус, Мухаммед, или является знаковой фигурой в той или иной религии.
Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. Религиозные нормы также общеобязательны для верующих. Но бывают исключения, о которых говорится особо, к примеру, больной может не поститься. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью, и лишь только в ряде теократических государств может применяться государственное принуждение.
3.4. Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы занимают важное место в системе социальных норм. Они разрабатываются и принимаются корпорациями: негосударственными объединениями граждан - политическими партиями, формулирующими как партийно-политические нормы, гак и нормы, регулирующие внутриорганизационные отношения; общественными организациями: религиозными, профессиональными, творческими, экономическими, социально-культурными, органами местного самоуправления, самодеятельными организациями. Корпоративные нормы содержатся в уставах, программах, резолюциях, учредительных договорах и др.
При очевидности сходных черт права и корпоративных норм (нормативность, внешнее выражение в документах, обеспеченность), следует обращать внимание на особенности первых и вторых.
Различными являются субъекты нормотворчества. В праве это субъекты правотворчества, наделенные властными полномочиями принимать общеобязательные правила поведения. Корпоративные нормы принимаются членами ассоциации, либо по их поручению.
Различаются адресаты норм права и корпоративных норм. Нормы права адресуются всем и каждому, находящимся в пределах пространства их действия (территория в пределах границ, воздушный столб, территориальные воды и др.). Корпоративные нормы действуют в территориальных пределах и по отношению ко всем и каждому (акты органов местного самоуправления), но, прежде всего, по отношению к членам корпораций, независимо от места нахождения.
Неодинаковы формы внешнего выражения правил поведения. В праве - формальная определенность, детализированность, в сочетании с нормативной обобщенностью, логической увязанностью. В корпоративных нормах не обнаруживается высокого уровня общеобязательной нормативности, системности, нет государственной обеспеченности.
Специфическими средствами обеспечения норм права и корпоративных норм. В праве - это угроза применения мер государственного принуждения в случае правонарушения. В корпоративных нормах присутствуют только организационные средства обеспечения их соблюдения и исполнения»
Право и корпоративные нормы активно взаимодействуют.
Во-первых, выражая волю участников общественных объединений экономических, территориальных, религиозных и других корпораций в соответствии с их автономностью, корпоративные нормы должны соответствовать основам конституционного строя и законодательству. Регистрационные органы осуществляют нормоконтроль в соответствии с законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и др.
Во-вторых, государство не вмешивается во внутриорганизационные дела общественных объединений, в отправление культа и др.
В-третьих, корпоративные нормы в ряде случаев становятся правовыми, приобретают общеобязательность, гарантируются государством. Это имеет место при делегировании правотворческих полномочий (профсоюзы, органы местного самоуправления), либо при санкционировании корпоративных норм (уставы, учредительные договоры хозяйственных обществ).
Заключение
По итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:
Социальное (нормативное) регулирование - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм.
Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовая норма - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Иные социальные нормы подразделяются на три основных вида: обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы.
Право - система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Самое общее и вместе с тем самое важное, что можно сказать о праве, состоит, пожалуй, в том, что оно принадлежит к организующим факторам, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. По природе своей право есть нормативный регулятор, его социальное назначение проявляется в регулировании той части жизненных процессов, которые люди пытаются сознательно организовывать, приводить в некий порядок, а затем поддерживать, контролировать, сохранять и защищать ради определенных целей.
Право, при всей своей
относительной
В условиях правового общества, для эффективной работы демократического государства необходимо гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами
Список использованной литературы
1 Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. -1993. - № 6. - С. 128.
2 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. – С. 198.
3 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1992. - С. 137.
4 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009.
5 Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 94.
6 Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. - 2001. - № 3. - С. 39.
7 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Юрист, 1999. - С. 104.
8 Кошелев М.С. Роль правовых ценностей в современном российском обществе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - N 10. - С. 45.
9 Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум. - 1999. - № 1. - С. 20.
10 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. – С. 156.
11 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000. - С. 102.
12 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт, 2001. - С 132.
13 Лукашева, Е. А. Право, мораль, личность. /Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М.: Наука,2006. – С. 163-164.
14 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. – С. 125.
15 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ИПП «Отечество», 2001. - С. 282.
Информация о работе Нормы права в системе социального регулирования