Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и освещение вопросов теории нормы права. Я попытаюсь освятить вопросы, касающиеся понятия норм права, их классификации, раскрыть основное содержание гипотезы, диспозиции, санкции и их видов. Актуальность темы исследования. Норма права представляет собой институционное выражение нормативности права — его ведущего объективного свойства, свойства, для права не рядового, а такого, которое выявляет саму его социальную природу, его смысл, ценность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки нормы права………………………………...4
2. Классификация норм права ……………………………………….7
3. Структура норм права…………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………...20
Список использованной литературы ……………………………….21

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

План

Введение………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки нормы права………………………………...4

2. Классификация норм права ……………………………………….7

3. Структура норм права…………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………...20

Список использованной литературы ……………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной работы является изучение и освещение вопросов теории нормы права. Я попытаюсь освятить вопросы, касающиеся понятия норм права, их классификации, раскрыть основное содержание гипотезы, диспозиции, санкции и их видов.

Актуальность  темы исследования. Норма права представляет собой институционное выражение нормативности права — его ведущего объективного свойства, свойства, для права не рядового, а такого, которое выявляет саму его социальную природу, его смысл, ценность.

Общим образом юридическая  норма может быть определена в  качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного  правила поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности.

 Я выбрал темой своей  первой курсовой работы  «Нормы права», потому что считаю, что нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимодействии и взаимоотношении с правовыми нормами. Прежде всего,  на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.

  Главная особенность  юридической нормы — ее государственно-властный характер. Даже в случаях государственного санкционирования того или иного правила, это правило исходит от государства, т.е. признано государством и, следовательно, выражает государственную волю, представляет государство, опирается на его мощь.

 Предметом исследования является соответствующий понятийный аппарат, структура и виды правовых норм, формы их реализации, механизмы правообразования, правотворчества и правоосуществления.

Степень разработанности  темы исследования. В научной литературе проблеме  нормы права уделяется достаточно много внимания. В разные годы проблеме исследования вопросов норм права занимались М.И. Байтин, В.К. Бабаев, Я.М. Брайнин, А.Г. Братко, А.Б. Венгеров, С.А. Голунский, В.М. Горшенев и др. Однако большинство работ (за исключением учебников) написаны 10 и более лет назад. Они, естественно, не учитывают тех научных разработок, которые появились в общей теории права в последующие годы, в частности, относящихся к современному правопониманию. При этом, исследование многих вопросов основано исключительно на российских материалах и не учитывает особенностей других правовых систем.

Таким образом, осталось немало слабо исследованных и нерешенных вопросов, относящихся к понятию  правовых норм, их структуре, классификации, формам и механизмам их реализации (действия).

 

1. Понятие и признаки нормы права

 

Право представляет собой  сложную и многообразную систему  юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих  относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая  норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих  в обществе социальных норм. Поэтому  правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма  имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием  правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.1

Государственно – властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать  необходимые и желательные для  общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи  в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность  нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые  неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих  на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие  отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий  для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.2

Индивидуальные черты  граждан, организаций, учреждений, предприятий  полностью исчезают в таких абстрактных  понятиях, как "покупатель" и "продавец". Все многообразие материальных предметов  в норме права понимается как  товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми  признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость.

Благодаря тому что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.3

Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально  определенное правило поведения, установленное  либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма - первичная  клеточка права, исходный элемент его  системы. Поэтому естественно, что  данной норме свойственны основные черты права как особого социального  явления.

Из этого не следует, что  понятия "право" и "норма права" соотносятся между собой как  целое и часть.

 

К признакам нормы права  относят:

• Общеобязательность

• Формальная определенность         

• Связь с государством            

• Представительно-обязывающий характер   

• Микросистемность и другие

 

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме  в официальных документах, с помощью  чего она призвана четко и  строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными  органами либо общественными  организациями и обеспечивается  мерами государственного воздействия  - принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

 

2. Классификация норм права

 

Классификация позволяет  более четко обозначить место  и роль юридических норм в системе  правового регулирования, глубже познать  их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от  содержания они подразделяются  на:

исходные нормы, которые  определяют основы правового регулирования  общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные  нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи  общей части той или иной отрасли  права и распространяются на все  или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые  относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права  и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от  предмета правового регулирования  (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от  их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические  и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от  методов правового регулирования  делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства  и общества вариант поведения);

5) в зависимости от  времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и  временные (указ Президента о  введении чрезвычайного положения  в определенном регионе в связи  со стихийным бедствием);

6) в зависимости от  функций - на регулятивные (предписания,  устанавливающие права и обязанности  участников правоотношений, например  нормы конституции, закрепляющие  права и обязанности граждан,  президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные  на защиту нарушенных субъективных  прав, например нормы гражданско-процессуального  права, призванные восстанавливать  нарушенное состояние с помощью  соответствующих юридических средств  защиты);

7) в зависимости от  круга лиц, на которых распространяется  действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех  граждан, например нормы Конституции  РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении  определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся  и т.д.);

8) в зависимости от  степени определенности элементов  правовой нормы - на абсолютно  определенные (точно определяющие  права и обязанности участников  правоотношения, условия своего  действия, последствия несоблюдения  предписаний нормы; например нормы  УК РФ, устанавливающие точный  и исчерпывающий перечень обстоятельств,  отягчающих ответственность), относительно  определенные (устанавливающие возможные  варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от  сферы действия - на общефедеральные  (действуют на территории всей  страны, например нормы Уголовно-исполнительного  кодекса РФ), региональные (действуют  на территории субъектов РФ - в  республиках, краях, областях  и т.п.) и локальные (действуют  на территории конкретного предприятия,  учреждения, организации);

10) в зависимости от  юридической силы - на правовые  нормы законов и подзаконных  актов;

11) в зависимости от  способа правового регулирования  - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от  субъектов правотворчества - на  нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)  органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права  многообразны. Это связано с многообразием  общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

 

 

3. Структура норм права

 

  Юридическая норма отличается единством, цельностью, своего рода неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания нормы, связь и соотношение ее элементов.

  Вопрос о структуре  нормы, является составной частью более широкой проблемы — проблемы о структуре права в целом. Это обстоятельство важно подчеркнуть не только потому, что анализ структуры права на всех уровнях основывается на единых началах, но и потому, что между структурами разных уровней существует взаимозависимость, в частности, структура нормы зависит от развития и степени структурированности правовой системы в целом.4                                                                                                                                                         

Глубокое, разностороннее влияние  на структуру нормы права оказывает выделение правоохранительных правовых предписаний, которое не только отражается на структуре регулятивных норм, но и влечет за собой формирование самостоятельных правоохранительных институтов, а следовательно, влияет на структуру права более высоких уровней.                                        

Существенное воздействие на структуру права оказывает и обособление общих правовых предписаний, в которых закрепляются правовые понятия, принципы, правовое положение субъектов, общие условия совершения тех или иных юридических действий и т. д.5                                                                                          

Информация о работе Нормы права