Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть нормы права: понятие, структуру, позицию, объект, цели, задачи, предмет.
Задачи курсовой работы – рассмотреть:
1) понятие и признаки правовых норм;
2) структура правовой нормы;
3) классификация правовых норм;
4) соотношение нормы права и текстов нормативных актов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ…………………………..5
2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ………………………………………..8
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………..15
4. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И ТЕКСТОВ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29
1) диспозицию нормы, сформулированной в ч. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ: «Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налогов периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» либо в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»;
2) диспозицию
нормы, сформулированной в ст.
58 Конституции РФ: «Каждый обязан
сохранять природу и
3) диспозицию нормы, сформулированной в ч. 2 ст. 24 Федерального закона РФ «Об оружии»: «Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения» либо в ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об участии в международном информационном обмене»: «Распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории Российской Федерации не допускается».
Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, которым определяются неблагоприятные последствия, возникающие при нарушении правила поведения, отраженного в диспозиции. Смысл санкции, суть и необходимость ее наличия состоит в том, чтобы предупредить возможные нарушения установленного либо санкционированного государством правила поведения либо восстановить социальную справедливость, когда нарушение правила поведения уже состоялось.
Классифицировать санкции правовых норм можно по различным основаниям. Так например, по их отраслевой принадлежности выделяют санкции уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно правовые и гражданско-правовые, а по характеру неблагоприятных для нарушителя последствий - правовосстановительные (возместительные) и карательные (штрафные) санкции.
Деление
санкций на
Правовосстановитсльными
санкциями определяются
Абсолютно-определенные
санкции точно указывают меру
государственного воздействия,
Альтернативные санкции — это санкции, позволяющие правоприменителю из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия на правонарушителя выбрать тот который, на его взгляд, будет наиболее полно отвечать конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. На практике это проявляется посредством перечисления в норме возможных санкций с использованием союза «либо». Например, санкция ст. 16.21 КоАП РФ (приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств): «...влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной трети до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения» — это типичная альтернативная санкция, причем одновременно являющаяся и относительно определенной, поскольку штраф исчисляется в относительных единицах (применительно к минимальному размеру оплаты труда).
Впервые
в советской литературе
Норма
права может выступать в качест
Таким образом, структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы свидетельствует о ее ущербности и приводит к «сбоям» в правовом регулировании. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, поскольку не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией. Одним словом, отсутствие хотя бы одного элемента означает, что выдаваемая за норму логическая или словесная конструкция юридической нормой не является.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Классификация правовых норм — это деление их на определенные группы в зависимости от тех или иных критериев (оснований). Целью такого деления является определение места и роли каждой конкретной правовой нормы в общем механизме правового регулирования, установление системных свойств правовых норм и их взаимосвязи между собой. Критерии классификации могут быть различны: отраслевая принадлежность, юридическая сила, предметная направленность и др.
Так,
в зависимости от отраслевой
принадлежности (т. е. в зависимости
от предмета и метода
Наполненные
единым юридическим
По предметной
направленности правовые нормы
делятся на материальные и
процессуальные. Нормы материального
характера (их большинство)
По социальному назначению и роли в правовой системе правовые нормы можно поделить на:
1) учредительные (нормы-принципы)
— это нормы, которые служат
некими эталонами,
2) регулятивные (собственно,
нормы-правила) — это нормы,
которые непосредственно
3) охранительные — это нормы, которые направлены на охрану общественных отношений в той или иной сфере правового регулирования и фиксируют меры государственного принуждения, применяемые за нарушение регулятивных норм (таковыми являются нормы особенной части Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушений и др.):
4) обеспечительные (нормы-гарантии) — это нормы, основным назначением которых является создание благоприятных условий (гарантий) для надлежащей реализации субъектами права своих прав и обязанностей (в. качестве примера можно привести нормы ст. 15 Федерального закона РФ" «Об основах государственной службы Российской Федерации», которая так и называется: «Гарантии для государственных служащих»);
5) декларативные — это нормы, которые сами по себе правил поведения не содержат, а содержат либо нормативные объявления, либо определяют задачи правового регулирования (например, норма, сформулированная в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны»);
6) дефинитивные
(нормы-определения) — это
7) коллизионные
— это нормы, которые сами
по себе правил поведения не
устанавливают, но позволяют
8) оперативные (вспомогательные) — это нормы, которые правил поведения не устанавливают, а носят разовый технический характер (нормы об установлении даты вступления в силу нормативного акта либо даты прекращения его действия, о переносе выходного дня и т.п.).
Помимо
отраслевой, принадлежности, юридической
силы, предметной направленности
и социальному назначению
По
степени общности содержания
нормы права делятся на нормы-