Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть нормы права: понятие, структуру, позицию, объект, цели, задачи, предмет.
Задачи курсовой работы – рассмотреть:
1) понятие и признаки правовых норм;
2) структура правовой нормы;
3) классификация правовых норм;
4) соотношение нормы права и текстов нормативных актов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ…………………………..5
2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ………………………………………..8
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………..15
4. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И ТЕКСТОВ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая Нормы права.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

   1) диспозицию нормы,  сформулированной в ч. 2 ст. 56 Налогового  кодекса РФ: «Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налогов периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» либо в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»;

    2) диспозицию  нормы, сформулированной в ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан  сохранять природу и окружающую  среду, бережно относиться к природным богатствам» либо в ст. 90 Таможенного кодекса таможенного союза: «Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств – членов Таможенного союза.»;

    3) диспозицию  нормы, сформулированной в ч. 2 ст. 24 Федерального закона РФ «Об оружии»: «Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения» либо в ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об участии в международном информационном обмене»: «Распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории Российской Федерации не допускается».

       Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, которым определяются неблагоприятные последствия, возникающие при нарушении правила поведения, отраженного в диспозиции. Смысл санкции, суть и необходимость ее наличия состоит в том, чтобы предупредить возможные нарушения установленного либо санкционированного государством правила поведения либо восстановить социальную справедливость, когда нарушение правила поведения уже состоялось.

       Классифицировать санкции правовых норм можно по различным основаниям. Так например, по их отраслевой принадлежности выделяют санкции уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно правовые и гражданско-правовые, а по характеру неблагоприятных для нарушителя последствий - правовосстановительные (возместительные) и карательные (штрафные) санкции.

       Деление  санкций на правовосстановительные  и карательные обусловлено тем,  что общая цель всех санкций  — охрана существующего правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений. Эта цель достигается двумя основными способами: 1) восстановлением нарушенных прав (возмещением причиненного ущерба при вреда); 2) воздействием на личность или правовой статус правонарушителя в целях его исправления, перевоспитания и предупреждения совершения им повторных правонарушений.

       Правовосстановитсльными  санкциями определяются возмещение  имущественного (материального) ущерба  или морального вреда (гражданско-правовая  ответственность, а также материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону правовых актов и сделок, а также применение различного рода принудительных мер для реализации невыполненных обязанностей или пресечения противоправных состояний (например, принудительное выселение, снос самозастроек, изъятие имущества из незаконного владения и пр.). А карательные (штрафные) санкции применяются за различного рода правонарушения (преступления либо административные или дисциплинарные проступки) и в зависимости от степени их определенности носят относительно определенный, абсолютно определенный или альтернативный характер.

       Абсолютно-определенные  санкции точно указывают меру  государственного воздействия, которая  должна быть применена к правонарушителю  в случае нарушения предписаний той или иной правовой нормы. Например, выговор, дисквалификация либо лишение свободы на определенный срок являются абсолютно определенными санкциями. Относительно определенные санкции именуются так, поскольку устанавливают меру государственного воздействия на правонарушителя в каких-либо относительно определенных единицах.  Например, административный штраф согласно положений ч.  1ст. 3.5 КоАП РФ может исчисляться в величине, либо кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо кратной сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения либо кратной сумме незаконной валютной операции.

       Альтернативные  санкции — это санкции, позволяющие правоприменителю из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия на правонарушителя выбрать тот  который, на его взгляд, будет наиболее полно отвечать конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. На практике это проявляется посредством перечисления в норме возможных санкций с использованием союза «либо». Например, санкция ст. 16.21 КоАП РФ (приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств): «...влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной трети до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения» — это типичная альтернативная санкция, причем одновременно являющаяся и относительно определенной, поскольку штраф исчисляется в относительных единицах (применительно к минимальному размеру оплаты труда).

      Впервые  в советской литературе трехчленную  структуру правовой нормы изложили С.А. Голунский и М.С. Строгович в своем учебнике «Теория государства и права» (М. 1940.). До этого превалировало  основанное на трудах Н.М. Коркунова и других дореволюционных юристов мнение о том, что правовая норма состоит не из трех, а из двух частей (элементах), именовать которые можно по-разному, но первая часть нормы всегда обозначает условия ее применения (гипотеза или диспозиция), а вторая — само правило поведения (диспозиция или санкция).6 

       Норма  права может выступать в качестве регулятора общественных отношений только при наличии всех трех элементов в ее структуре, поскольку, при отсутствии гипотезы будет непонятно, в каких случаях надлежит пользоваться изложенным в норме правилом, при отсутствии диспозиции правило вообще исчезает как таковое, а при отсутствии в норме санкции теряется важнейший ее признак — охрана со стороны государства.

     Таким образом, структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы свидетельствует о ее ущербности и приводит к «сбоям» в правовом регулировании. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, поскольку не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией. Одним словом, отсутствие хотя бы одного элемента означает, что выдаваемая за норму логическая или словесная конструкция юридической нормой не является.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ  НОРМ

 

       Классификация правовых норм — это деление их на определенные группы в зависимости от тех или иных критериев (оснований). Целью такого деления является определение места и  роли каждой конкретной правовой нормы в общем механизме правового регулирования, установление системных свойств правовых норм и их взаимосвязи между собой. Критерии классификации могут быть различны: отраслевая принадлежность, юридическая сила, предметная направленность и др.

       Так,  в зависимости от отраслевой  принадлежности (т. е. в зависимости  от предмета и метода правового  регулирования) правовые нормы  делятся на конституционные нормы, нормы административного, гражданского, уголовного, трудового и иных отраслей права. И исходя из этого, законодатель излает соответствующие правовые акты сводного характера (кодексы), группируя в них нормы по их предметной направленности.

        Наполненные  единым юридическим содержанием,  нормы права не равны по  своей юридической силе и в  зависимости от этого критерия  подразделяйся на нормы законов и нормы подзаконного характера.7 Причем по этому признаку может проводиться и их более детальная классификация. Так, в нашей стране нормы законов делятся на конституционные, федеральных законов и законов субъектов Федерации, где каждая последующая группа стоит ниже по юридической силе, нежели предыдущая. Аналогичным образом делятся и правовые нормы подзаконного характера.

       По предметной  направленности правовые нормы  делятся на материальные и  процессуальные. Нормы материального  характера (их большинство) скрепляют  комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов тех или иных правовых отношений. В материальных нормах находит свое отражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники правовых отношений. А к процессуальным нормам относятся такие, которые определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников правоотношений, установленных нормами материального права. Так, например, в таможенном праве нормы, закрепляющие права и обязанности таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных, средств, именуются материальными таможенно-правовыми, а вот нормы, регламентирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств, — процессуальными. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что» (что регулируют правовые нормы?), а вторые — на вопрос «как» (как они это регулируют?).

       По социальному  назначению и роли в правовой  системе правовые нормы можно поделить на:

  1) учредительные (нормы-принципы) — это нормы, которые служат  некими эталонами, позволяющими  установить необходимое соответствие  целей и средств конкретных  правовых предписаний объективным  закономерностям общественного развития (применительно к нашей стране таковых норм больше всего в Конституции РФ хотя имеются они в любой отрасли права;

  2) регулятивные (собственно, нормы-правила) — это нормы,  которые непосредственно направлены  на регулирование тех или иных  общественных отношений, на предоставление  субъектам права определенных прав и обязанности;

   3) охранительные  — это нормы, которые направлены на охрану общественных отношений в той или иной сфере правового регулирования и фиксируют меры государственного принуждения, применяемые за нарушение регулятивных норм (таковыми являются нормы особенной части Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушений и др.):

   4) обеспечительные  (нормы-гарантии) — это нормы,  основным назначением которых является создание благоприятных условий (гарантий) для надлежащей реализации субъектами права своих прав и обязанностей (в. качестве примера можно привести нормы ст. 15 Федерального закона РФ" «Об основах государственной службы Российской Федерации», которая так и называется: «Гарантии для государственных служащих»);

    5) декларативные  — это нормы, которые сами  по себе правил поведения не содержат, а содержат либо нормативные объявления, либо определяют задачи правового регулирования (например, норма, сформулированная в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны»); 

     6) дефинитивные (нормы-определения) — это нормы,  закрепляющий те или иные правовые  понятия, явления и категории  (например, понятия необходимая оборона», «административное правонарушение», «преступление», «таможенный режим» и пр.);

    7) коллизионные  — это нормы, которые сами  по себе правил поведения не  устанавливают, но позволяют определить  общий правовой порядок, подлежащий   применению в той или иной  жизненной ситуации, вызванной наличием противоречий (коллизий) в действующем законодательстве (так  например, норма права, сформулированная в п. 5 ст. 3 ГК. РФ: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон   — это типичная коллизионная норма, а в разделе VI ГК РФ «Международное частное право» таковых норм вообще большинство, поскольку там регламентирован порядок регулирования гражданско-правовых отношений с участием иностранных лиц, законодательство стран которых нередко противоречит российскому);

   8) оперативные  (вспомогательные) — это нормы, которые правил поведения не устанавливают, а носят разовый технический характер (нормы об установлении даты вступления в силу нормативного акта либо даты прекращения его действия, о переносе выходного дня и т.п.).

      Помимо  отраслевой, принадлежности, юридической  силы, предметной направленности  и социальному назначению правовые  нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения, по способу установления правил поведения, по техническим приемам установления правил поведения и по их действию по  времени, в пространстве и по кругу лиц.

       По  степени общности содержания  нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.8 Нормы-принципы,   не содержат явных признаков норм права, а являются результатом нормативных обобщений и выражают социальную направленность всех норм права той или иной отрасли. Так, например, положение ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса таможенного союза РФ является нормой-принципом таможенного права, в соответствии с которым все нормы таможенного права России направлены на достижение целей единой таможенной политики страны, являющейся составной частью ее внешней и внутренней политики. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют  регулировать отношения, специально не урегулированные конкретными нормами. Например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права. Иногда к этой группе выделяют также и нормы-идеи (например, идеи мира и гуманизма в международном праве).

Информация о работе Нормы права