Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы -раскрыть проблему понимания нормы права.Для этого подлежат рассмотрению следующие вопросы: Понятие нормы права,структура правовой нормы,классификация правовых норм.

Содержание работы

I. План……………………………………………………..2
II. Введение………………………………………………..3
III. Понятие нормы права………………………………...5
IV. Структура правовой нормы…………………………11
V. Классификация правовых норм……………………..19
VI. Заключение……………………………………………32
VII. Список литературы…………………………………..34

Файлы: 1 файл

тгп куровая.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.

«Надругательство  над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным  флагом Российской Федерации - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы  на срок до одного года» (ст. 329 УК РФ).

Правоохранительные  нормы права, содержащиеся в УК РФ, предусматривают меры юридической  ответственности за многочисленные конкретные правонарушения. В большинстве  своем они очень подробно описывают  противоправное поведение. Правоохранительные нормы некоторых иных отраслей права (гражданского, трудового и др.) имеют  более общий характер.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают  определенные положительные правила  поведения, а правоохранительные - санкции  за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право  как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение  субъектов правового общения.

Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права.Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные,декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.

К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы. Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта. Такие нормы содержатся, например, в ст. 1 и 2 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»25 (ст. 1: «Ввести в действие часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации... с 1 марта 1996 года»; ст. 2: «Признать утратившими силу с 1 марта 1996 года: ... (следует перечень)».

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм. Коллизионными нормами будут, например, нормы, содержащиеся в ст. 9-12 УК РФ, определяющие действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Представляется все же возможным не рассматривать оперативные и коллизионные нормы права в качестве нетипичных, поскольку они являются правилами поведения, хоть и специфическими: это нормы о нормах.

Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.

Декларативные (целеустановительные) нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

«Семейное законодательство исходит из необходимости  укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви  и уважения, взаимопомощи и ответственности  перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи  своих прав, возможности судебной защиты этих прав». «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи» (абз. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 1 СК РФ).

Различие  между общезакрепительными и  декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление  определенного состояния общественных отношений вполне может служить  и правовым принципом, например: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ). «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ).

Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

«Местом жительства признается место, где гражданин  постоянно или преимущественно  проживает» (ч. 1 ст. 20 ГК РФ). «Преступлением признается виновно совершенное  общественно опасное деяние, запрещенное  настоящим Кодексом под угрозой  наказания» (ч. 1 ст. 14 УК РФ). «Ночное  время- время с двадцати двух до шести  часов по местному времени» (п. 15 ст. 34 УПК РСФСР).

При изучении истории законодательства можно  увидеть, что сначала появились  типичные нормы права. Первые памятники  права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием  законодательной техники, с одной  стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность  и др.) - с другой.

Традиционно основное внимание уделяется изучению и исследованию типичных правовых норм, поскольку они составляют основной массив права. При помощи именно типичных норм право способно удовлетворять  своему социальному назначению. В  последнее время в юридической  литературе наблюдается несколько иной подход к оценке значения содержащихся в нормативных актах специализированных правовых предписаний, и в этом есть определенный смысл. Отрицается их якобы служебное, вспомогательное значение по сравнению с нормами - правилами поведения, прежде всего в связи с юридическим признанием так называемых общечеловеческих ценностей.

«Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую (!) ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела - если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения»26 .

Таким образом, можно выделить следующие виды норм права в зависимости от их значения для регулирования общественных отношений:

* типичные

- регулятивные

+ обязывающие

+ запрещающие

+ управомочивающие

  • Правоохранительные
  • нетипичные
  • общезакрепительные

— декларативные (целеустановительные)- дефинитивные.

Благодаря регулятивным и правоохранительным нормам выполняются собственно юридические функции права. Регулятивные и правоохранительные нормы имеют различную структуру .

Предложенная  классификация имеет и практический и научный смысл, но она не носит  абсолютного характера, поскольку  иногда в соответствии с ней трудно провести четкую грань между различными видами правовых норм. Данное обстоятельство порождает многообразие научных  подходов к проблеме.

Проанализируем  предписание, содержащееся в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». Судя по сказуемому «может быть» данная норма права  может расцениваться в качестве управомочивающей и смысл ее сводится к тому, что каждый, кто удовлетворяет  определенным требованиям, может быть избран Президентом Российской Федерации. Однако в анализируемой норме  содержится и связывание: кандидаты  на пост Президента должны удовлетворять определенным требованиям; можно в ней усмотреть и запрет: запрещается выдвигать кандидатов на пост Президента лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, моложе 35 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации менее 10 лет.

Спорным остается также и вопрос в отношении  классификации многих так называемых компетенционных (т. е. устанавливающих  права и обязанности органов  государства, должностных лиц) норм: являются они обязывающими или управомочивающими27.

Отдельные авторы подчеркивают условность разделения типичных норм права на регулятивные и правоохранительные, поскольку  охрана - один из способов регулирования, вследствие чего одну и ту же норму  одновременно можно назвать и  регулятивной, и охранительной.28 Иногда достаточно трудно провести четкую грань даже между типичными и нетипичными нормами права, поскольку последние могут быть изложены тоже как правила поведения, только правила поведения еще большей степени общности. Сложно их разграничить еще и потому, что нетипичные нормы права также играют свою роль в процессе правового регулирования, а в отдельных случаях могут применяться и непосредственно (например, при аналогии права).

В зависимости  от сферы регулируемых общественных отношений, от принадлежности к той или иной отрасли права различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права), нормы частного и нормы публичного права.

По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т. е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует запомнить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.

Так, к  примеру, ч. 1 ст. 158 УК РФ («Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается...») является общей нормой, а специальными по отношению к  ней будут нормы, содержащиеся в  чч. 2, 3 ст. 158 УК РФ, а также в части  своего действия нормы, содержащиеся в  ст. 164, 229, 221, 226 УК РФ.

В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают  также на исключительные (или чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных норм). Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т. п. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать.

Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.

По характеру обязательности правила поведения выделяют следующие виды норм права:

  • Императивные (категорические) нормы права. Правила, содержащиеся в императивных нормах права (как связывание, запрет, так и дозволение), не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права является императивной.
  • Диспозитивные нормы права. Они действуют лишь постольку, поскольку субъекты конкретного правоотношения не установили для себя иных правил поведения. Обычно диспозитивные нормы права формулируются следующим образом: должно быть то, «если иное не установлено законом или договором».

Например, ч. 1, 2 ст. 486 ГК РФ гласят: «Покупатель  обязан оплатить товар непосредственно  до или после передачи ему продавцом  товара, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором  купли-продажи и не вытекает из существа обязательства».

* Рекомендательные нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно. В частности, такие рекомендации давались ранее колхозам, иным негосударственным предприятиям по вопросам организации сельскохозяйственного производства и оплаты труда. Зачем, в таком случае, нужны рекомендательные нормы права, если их исполнение не обязательно? Данный юридический институт является свидетельством важности права как инструмента социального управления. Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности - не подвергались правовому регулированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмешательство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы получили распространение в международном праве, где следует учитывать суверенность каждого государства, являющегося субъектом межгосударственных отношений. Это различные декларации, пакты, конвенции; в рамках Содружества Независимых Государств Межпарламентская Ассамблея «принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их Парламентам государств - участников настоящей Конвенции»29

Информация о работе Нормы права