Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 18:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и классификации норм конституционного права России.
Задачами курсовой работы является:
- изучение сущности норм права;
- исследование классификации и особенностей норм конституционного права России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия, признаки и функции норм права………………………….4
1.1. Понятия и основные признаки правовых норм………………………….4
1.2. Классификация правовых норм………………………………………….11
1.3. Функции права……………………………………………………………..15
Глава 2. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов………………………………………………………………………...19
2.1. Структура норм права………………………………………………………19
2.2. Понятия и виды элементов норм права………………………………......22
2.3. Социальная ценность права……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………..29
3) неперсонифицированность — нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц;
4) государственно-волевой
характер — нормы права
5) установление или санкционирование государством — нормы права издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы либо санкционируются им, т.е. выдается разрешение негосударственным органам или организациям на издание норм права;
6) институциональность — изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.);
7) возможность государственного
принуждения — правовые нормы
охраняются государством, в случае
их нарушения могут быть
Этот процесс – государственное принуждение - отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества.
Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне. Они - продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как социально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности - в политической, экологической, экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной.
С развитием новых форм существования человечества - общепланетарных масштабов экономических, научно-технических и иных связей, появлением опасностей для всего человечества - ядерная война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные и общесоциальные отношения. Они также направлены на ограничения возможных пагубных последствий научно-технического прогресса, с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что он несет человечеству - с другой.
Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, нормообразующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле.
С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи. В государственной право-образовательной деятельности, как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные и организационные начала правотворчества. И в результате появляется «блюдо», именуемое нормой права.
8) системность — правовая
норма имеет внутреннюю
Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать норму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление, если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство по определенным правилам.
Даже такие формы наказания, как испытание огнем или водой, принесение клятв, поединки, которые были распространены в средние века в Европе, совершались по определенным правилам[5] .
Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы конституции конкретизируются в законах, те в свою очередь - в подзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т. п.
Признак системности обусловливает возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная норма, законы, ее конкретизирующие и детализирующие (если такие есть), постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.
9) официальный государственный
регулятор — правовые нормы
в отличие от других
10) неоднократность (или многократность) ее действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Так, закон о выборах депутатов парламента рассчитывается не на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов, которые последуют и в будущем, гражданский кодекс - на все имущественные и иные, связанные с ними отношения, которые будут иметь место и т. п.
Таким образом, норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения в случае его нарушения, выражающее государственную волю и направленное на регулирование общественных отношений. Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы, сосредоточены в этих структурах.
1.2. Классификация норм
Все многообразие правовых норм можно упорядочить с помощью проведения их классификации. Это позволяет определить место и роль норм права в механизме правового регулирования. Классификация правовых норм проводится по различным основаниям.
1. В зависимости от
того, какие функции права реализуют
правовые нормы: регулятивные, направленные
непосредственно на
2. В зависимости от того, к какой отрасли права относятся: конституционные; гражданские; уголовные; административные; трудовые, и т.д.
3. В зависимости от
метода правового
4. В зависимости от
характера содержащихся в
По этому признаку выделяются нормы: обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции); запрещающие, которые запрещают совершать определенные, действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия); управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в цепях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).
5. В зависимости от
формы воздействия на
6. В зависимости от субъекта правотворчества: федеральные - нормы, принимаемые федеральными органами власти; региональные - нормы, принимаемые органами власти субъектов федерации; местные - нормы, принимаемые муниципальными органами власти; локальные — нормы, принимаемые на уровне конкретной организации, предприятия, учреждения.
7. В зависимости от
степени определенности
1) абсолютно определенные
- это нормы, которые с абсолютной
точностью определяют условия
их действия, права и обязанности
участников отношений или меры
юридической ответственности
2) относительно определенные
- это нормы, которые не содержат
достаточно полных сведений об
условиях их действия, правах
и обязанностях участников
3) альтернативные - это нормы,
предусматривающие несколько
8. В зависимости от способа изложения в статье нормативно-правового акта: прямые — нормы, структурные элементы которых излагаются в одной статье нормативно-правового акта; отсылочные - нормы, структурные элементы которых излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативно-правового акта; бланкетные — нормы, структурные элементы которых излагаются в статьях различных нормативно-правовых актов.
9. В зависимости от
специального назначения: декларативные
(нормы-принципы) - это нормы, в которых
сформулированы общие или
10. В зависимости от круга лиц нормы права подразделяются на: общие - распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).
Существуют также иные классификации правовых норм, проводимые по другим основаниям: по времени действия, юридической силе и т.д.
Таким образом, приведенная классификация норм права позволяет сделать вывод о том, что во всех случаях нормы права исполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм предназначена для более глубокого их понимания и правильного применения на практике. Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы права, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно-правовых актов классификации норм права, должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положения теории.
1.3.Функции правовых норм
Функции присущи каждой норме права, они содержатся в них как в особой юридической реальности, способной оказывать влияние на субъектов права своей волевой заряженностью, целевой установкой, властной обеспеченностью, четкостью требования. Данное положение соответствует учению о функциях объектов, в котором подчеркивается, что функция заложена в каждом объекте, способном действовать.